"Мертвые души": спектакль, приятный во всех отношениях

В «Гоголь-центре» дали Гоголя. Кирилл Серебренников, «захвативший», как возмущались некоторые актеры прежнего Театра имени Гоголя, их с потрохами, весьма удачно поставил тут «Мертвые души»

Фото: Сцена из спектакля "Мертвые души" //

В «Гоголь-центре» дали Гоголя. Кирилл Серебренников, «захвативший», как возмущались некоторые актеры прежнего Театра имени Гоголя, их с потрохами, весьма удачно поставил тут «Мертвые души». Без чернухи, порнухи и слишком авангардистских аллюзий. Хочется верить, не только для того, чтобы успокоить общественность.

Заявка на эпатаж, впрочем, была. Во-первых, Чичиков получился более чем заезжим: роль отдали Одину Байрону, молодому обрусевшему американцу, известному стране по роли Фила Ричардса в «Интернах» (во втором составе, правда, он играет Манилова). Во-вторых, и это уже заявка посерьезнее, все роли у Серебренникова исполняют мужчины. Образ Коробочки, к примеру, прекрасно воплотил Олег Гущин – многолетний премьер Театра Гоголя. Наконец, покуда помещики ждут своего выхода, начинается спектакль с интермедии: парни в тренировочных штанах таскают покрышки, отсылая нас таким образом к колесу, которое то ли доедет, то ли нет до Москвы/Казани.

Серебренников не был бы собой, если бы не устроил хитросплетения между гоголевским временем и нашим. Собакевич у него ведет разговор в стиле наглого, высокомерного бывшего чиновника или гэбиста. Ноздрев – типичнейший бандюган из новых русских, который прекращает свою агрессивную речь, только когда вырубается от изрядного подпития. Плюшкин – не иначе обнищавший пенсионер.

При всем этом Серебренников сделал спектакль близким не только к сюжету, но и к тексту. Во всяком случае, во всем, что касается диалогов Чичикова с помещиками. Даже лирическим отступлениям Гоголя нашлось место, правда, в виде «прозаических песен».

А Байрон вышел на удивление идеальным Чичиковым: с легким элегантным акцентом, в интеллигентских очках. Чичиков из него куда более органичен, чем попавший на практику к Охлобыстину интерн. Все гоголевские российские образы именно благодаря этому штриху расцветают еще более буйным цветом.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика