Новости дня

18 сентября, вторник













































Друг Софии Ротару рассказал, как перевернул ее жизнь


В середине 60-х годов прошлого века, когда еще в помине не было «Веселых ребят», «Песняров» и «Самоцветов», из телеэфира на весь Союз уже звучали задорные украинские песни в исполнении ансамбля «Смеричка» – тогда еще самодеятельного коллектива районного дома культуры.

В далеком 1966 году уроженец буковинского города Выжница Левко Дуткивский первым подхватил европейскую волну биг-бита и создал ансамбль «Смеричка». Официальным днем рождения группы считается новогодняя ночь 1967-го. «Смеричка» – по созвучию с названием карпатской ели, смереки. Сначала Дуткивский набирал в группу непрофессионалов, учил их петь и играть на инструментах. Потом подтянулись профессиональные солисты – Назарий Яремчук и Василий Зинкевич.

Самые известные хиты для ансамбля написал украинский композитор Владимир Ивасюк. Среди них – любимая многими «Червона рута» и «Водограй», которую 40 лет назад признали лучшей в СССР. В мае 1979-го 30-летнего Ивасюка нашли повешенным в лесу под Львовом. По официальной версии, это было самоубийство, по неофициальной – композитора убили агенты КГБ.

К слову, первые шаги на эстраде Софии Ротару также тесно связаны со «Смеричкой». Как не вспомнить фильм «Червона рута», где впервые появилась она, преподаватель культобразовательного училища. В фильме Ротару пела со «Смеричкой» песню «В Карпатах ходит осень». Конечно, тогда никто не думал о том, что будет дальше.

– После съемок телефильма зам. директора Черновицкой филармонии предложил мне вместе со «Смеричкой» и Ротару перейти на профессиональную сцену в филармонию, – вспоминает Левко Дуткивский. – Но я, посоветовавшись с ребятами, решил остаться в Выжнице и предложил мужу Софии Анатолию Евдокименко создать свой ансамбль и назвать его «Червона рута». Он так и сделал. В конце 1971 года ВИА «Червона рута» с солисткой Софией Ротару, взяв за основу своего репертуара популярные песни «Смерички», поехал в свой первый концертный тур. Теперь я считаю, что совершил тогда большую ошибку. Возможно, «Смеричка» с Ротару могла бы стать просто непревзойденной группой...

Надо признать, что «Смеричка» была одной из наиболее кассовых групп в стране, а популярность ее просто зашкаливала. Например, в эстонском Таллине было по несколько концертов в день, и всюду аншлаги.

– Во Львове мы дали более 50 концертов, по три в день, – рассказывает Левко Дуткивский. – Хорошо помню разбитые вдребезги входные стеклянные двери филармонии. А после концерта на стадионе в Гомеле военные в несколько рядов окружали нас, чтобы фанаты не задушили и не перевернули автобус. В Алма-Ате у нас было две недели по три концерта в день, и нельзя было найти лишнего билета.

Супераншлаги были и во Дворце спорта Минска, где группа давала по два концерта ежедневно на протяжении недели. А звукоаппаратуру для концертов, кстати, ставили дружественные «Песняры». Аншлаги были и в московском киноконцертном зале «Россия», в «Лужниках», во многих других городах. Но из выступлений группы ее создателю больше всего запомнился концерт на киевской ВДНХ в середине 1970-х.

– Народу набилось немерено, – рассказывает Левко Тарасович. – Выходит Зинкевич, и тут толпа как ринется на сцену, все музыканты убежали от греха подальше. Один вокалист стоит, от страха поет что попало... Лет пять назад я встретил в Ялте женщину, которая была на этом концерте. Она вспоминала, как брала в кустах автограф у Зинкевича и Яремчука, когда те убегали.

– Мы в полной мере почувствовали, что такое быть звездами, – говорит Дуткивский. – А сейчас все себя такими считают. В наше время артисты были скромные, без райдеров, были свои внутренние правила.

– Я был диктатором, – продолжает Левко Тарасович. – Когда все руководят, дела не будет. Выпить до концерта – исключено. Перед поездкой на гастроли тех, кто опаздывает, ждали не больше 5 минут. Разве что человек предупредил об уважительной причине. Опоздал – бери такси, догоняй. Сколько километров – твои проблемы.

Если выступление из-за тебя сорвалось, оплачиваешь его стоимость. Или 10–20 концертов работаешь даром.

Сегодня Дуткивский скромно говорит, что никогда не считал себя композитором группы, просто писал, что требовалось.

Нужна, скажем, осенняя песня – написал «В Карпатах ходит осень», нужна весенняя – получите «Черешневый гай». При этом Левко Тарасович дважды оставлял «Смеричку» из-за интриг вокруг ансамбля.

– Нам в то время поясняли, что популярными могут быть только Леонид Ильич Брежнев и Коммунистическая партия, а вовсе не «Смеричка», и что все наши достижения – это заслуга партии, – грустно улыбается композитор.

– Помнится, после фильма эстонского телевидения 1975 года под названием «Поет «Смеричка» началась очередная травля. Нас постоянно разбирали и критиковали на партсобраниях, хотя мы не были членами партии, создавали для нас определенные творческие «условия» и т. п. Пришлось покинуть филармонию и «Смеричку». Первым ушел Василий Зинкевич – в ансамбль «Свитязь». Назарию предложили жилье, поэтому он вернулся в филармонию и даже вступил в КПСС, а я стал звукорежиссером на Черновицком телевидении...

В 1995-м Яремчук умер от рака, и коллектив окончательно перестал существовать. Сейчас в Черновицкой филармонии обустроили музей Назария Яремчука. На стенах висят афиши «Смерички» и черно-белые снимки концертов. На них музыканты в рубашках с народным орнаментом и брюках-клёш. На самом пике своей популярности.

Мария Кошевая

Читайте также: 

5 секретов вечной красоты и молодости Софии Ротару

"София Ротару поет под фонограмму из-за проблем со здоровьем"

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания