Михаил Швыдкой: России нужна романтическая сказка
23 августа на экраны выйдет фильм Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом». Это первый российско-грузинский совместный кинопроект двух независимых продюсеров
Начну с события не вчерашнего, но наиболее значительного. 20 июня официально начался перекрестный год России–Германии, и начался он беспрецедентной выставкой в Историческом музее – «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры».
Можно спорить о деталях, но важно, что там действительно представлены уникальные документы, например пакт Молотова – Риббентропа. Такой масштабной экспозиции еще не было в нашей музейной практике, это по-настоящему грандиозный и смелый замысел. Я считаю, что на эту выставку – она будет открыта до конца августа – обязательно стоит сходить.
Теперь хочу сказать все-таки о Московском международном кинофестивале. С моей точки зрения, та дискуссия, которая разгорелась вокруг награждения фильма Тиндж Кришнан «Отбросы», очень наглядно отражает состояние умов сегодня.
Конечно, люди часто не понимают, что искусство и жизнь – разные вещи. Но в то же время совершенно очевидно, что сейчас в обществе есть огромный спрос на социальное искусство. Бывают в истории времена, когда острота высказывания заменяет художественный объем, и это как раз случай «Отбросов». Вот этот спор вокруг их победы показывает нам и состояние искусства, и состояние общества, и, конечно, это проблема, требующая дальнейшего обсуждения.
И в то же время есть и другая, прямо противоположная тенденция. 23 августа на экраны выйдет фильм Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом». Примечателен он в первую очередь тем, что это первый российско-грузинский совместный кинопроект двух независимых продюсеров – Игоря Мишина и Арчила Геловани. Это очень добрая картина о русско-грузинской дружбе, и она отражает, с одной стороны, современное клиповое сознание, а с другой – традиции кино Георгия Данелии, чего, кстати, сам режиссер и не скрывает. И вот тут мы можем видеть еще одну общественную потребность – потребность в романтической сказке, лирической комедии, не связанной никак с грубыми сторонами жизни.
Казалось бы, здесь есть противоречие, вроде я сам с собой спорю: ведь только что мы говорили о спросе на социальную остроту. Но в том-то и дело, что это даже не разные социальные группы хотят смотреть такие противоположные вещи, а одни и те же люди. Это такое противоречивое время, когда само общество никак не может определиться, чего же оно хочет. И это тоже важная тема для дискуссий.