Елена Колядина: Когда звенят трамваи
Светлана проснулась от трамвайного звонка – возле их дома вагон поворачивал на проспект и сигналил водителям, норовившим объехать утренний поток машин по рельсам.
Светлана проснулась от трамвайного звонка – возле их дома вагон поворачивал на проспект и сигналил водителям, норовившим объехать утренний поток машин по рельсам.
Светлана приоткрыла глаза – светлый квадрат на потолке и пронизанные солнцем шторы. Она любила просыпаться под шум трамвая, утреннее движение: гудки, шум поливальной машины напоминали детство, когда таким же солнечным утром мама будила ее в ясли, а папа нес на руках до трамвайной остановки.
Это была все та же родительская квартира в сталинском доме с солидной аркой, они с мужем Игорем лишь отремонтировали ее – заменили крашеные рамы на стеклопакеты, а скрипучий паркет – на ковровое покрытие. Правда, вагоны теперь не гремели – современные, они напоминали скоростные поезда.
И не в последнюю очередь благодаря мужу – он уже много лет работал главным энергетиком «Горэлектротранса». На работу он ездил к семи тридцати: тихонько вставал, завтракал, садился на трамвай на остановке прямо под их окнами и ехал до конечной, в депо. Вот и сейчас Светлана услышала, как щелкнул замок входной двери – Игорь пошел на работу.
Она встала, отдернула штору. Вот-вот из-за угла дома выйдет муж, на мгновение скроется, проходя вдоль зарослей сирени, и вновь покажется уже на светофоре к трамвайной остановке. Но Игоря не было. Светлана раздернула штору фалдами и пошла в ванную.
День в Центре помощи детям и подросткам, где она работала методистом, прошел в круговерти планов, занятий, отчетов. Едва войдя в двухэтажное здание центра, она забыла о домашних делах и заботах. Но на следующее утро ее словно подбросило от звонка трамвая. Светлана открыла глаза и услышала, как брякнул, поворачиваясь в замке, ключ – Игорь ушел на работу. Она вскочила, подошла к окну и уставилась на дорожку вдоль аллеи.
Она была пуста – лишь кто-то выгуливал собаку. Может, муж идет по тропинке вдоль дома или обогнул двор с другой стороны? Да где же он?! Здесь ходьбы одна минута!
Светлана схватила мобильник. Абонент вне зоны действия сети. Ну конечно, перезвоните позже! День прошел в мрачном тумане. А вдруг Игореша заболел и, скрывая от нее ужасные известия, тайком ходит утром в медицинский центр – он в соседнем доме, анализы сдает, обследуется?
– Ага, заболел! – возмутилась по телефону подруга. – Знаем мы, что у мужиков в этом возрасте болит.
– Как дела? – невзначай спросила Светлана мужа вечером.
– Как обычно, – ответил Игорь, глядя в книжку по электротехнике и насыпая в чай три ложки сахара. – Работаем.
На следующее утро Светлана едва дождалась ухода мужа и бросилась к окну кухни, выходящему во двор. Уставилась вниз. Дверь, запертая на кодовый замок, не открывалась. Ни через минуту, ни через две… три… пять… Наконец открылась. Светлана вздрогнула. Но из дома вышел сосед с пятого этажа с розовым ранцем в руке и, подгоняя дочь-школьницу, направился к машине.
После работы Светлана поднялась на второй этаж и позвонила в дверь Валентины Савватеевны – пенсионерка жила аккурат напротив новых жильцов и вообще активно интересовалась всем происходящим в подъезде. В глазке мелькнула тень, и дверь распахнулась.
– Ой, Светочка, вот уж не ждала! Случилось чего? – ласково протянула соседка, и Светлана поняла: все знает!
– Можно войти, Валентина Савватеевна? Поговорить…
Пенсионерка быстро завела Светлану в прихожую и сообщила:
– Ходит твой Игорь в 24-ю квартиру. Уж месяц, чуть не каждое утро. Я, конечно, случайно в глазок увидела, не мое это дело. Собиралась тебе рассказать, да неловко, скажут опять: «Савватеевна – сплетница старая!»
Перед глазами Светланы полыхнули огненные пятна, она с усилием улыбнулась, вышла на площадку и… решительно позвонила в дверь разлучницы.
На порог вышла, опираясь на трость, пожилая женщина.
– Я с четвертого этажа, жена Игоря Михайловича, – бросила Светлана. – Он у вас сегодня был?
– Был, – заулыбалась женщина. – Как же! Вы уж его не ругайте, если б не Игорь, не знаю, что бы с внуком стало! Дочь-то моя, мать Максимки, в Италию на заработки уехала – квартиру в долг купили, нужно каждый месяц деньги отдавать, а дочка – медсестра в поликлинике. Вот и поехала сиделкой в богатую семью, где-то под Римом… Внуку родители нужны. А где их взять? Учебу запустил, в школе все по-новомодному, оценки на сайт какой-то выкладывают, я ничего в этом не понимаю. Да у нас и компьютера-то нет! Случайно разговорилась с Игорем Михайловичем – помогал мне сумку до квартиры дотащить, а он и говорит: «Давайте я с Максимом позанимаюсь. В литературе не силен, а физику, математику подтяну». И каждое утро с домашними заданиями помогает. Дай Бог ему и вам здоровья!
Сглатывая слезы, Светлана поднялась домой. Дождалась мужа и, ставя перед ним тарелку с солянкой, сказала:
– Игореша, а давай отдадим старый компьютер Максиму, у нас пыль собирает, а мальчику – нужен.
Игорь молча кивнул.
– Почему ты мне не говорил?
– Думал, будешь ругаться. Балкон не застеклен, плинтусы в спальне не сделаны, а он где-то бродит! – копируя голос жены, проворчал Игорь. – А Максима я до ума доведу, он после девятого класса в наш колледж пойдет, а потом – в депо, электричество по физике у него хорошо идет.
– Электричество в трамвае главное, – согласилась Светлана. – Без электричества – какие звонки?