Михаил Швыдкой: В Большом театре блестяще поставили оперу "Кавалер розы"
Эта опера Рихарда Штрауса всего лишь однажды ставилась в России – в 1928 году ее поставил Сергей Радлов в Мариинском театре в Ленинграде. Но с тех пор никто больше за нее не брался, хотя опера удивительная, одна из лучших вещей Штрауса…
Только что прошли гастроли Чикагского симфонического оркестра в Московской консерватории. Это действительно совершенный музыкальный коллектив, и их концерт отражает современную ситуацию в музыкальной культуре: русскую музыку играет американский оркестр, в котором множество азиатских музыкантов, а за пультом стоит итальянский дирижер Риккардо Мути.
И очень разноплановая программа концерта тоже подчеркивает это – здесь и симфония N№5 Шостаковича, и «Космическая одиссея» нашего соотечественника Дмитрия Смирнова (он выпускник Московской консерватории, но уже давно живет в Англии), и очень неожиданно было для публики услышать музыку Нино Рота из фильма Висконти «Леопард».
Эти гастроли, пожалуй, крупнейшее музыкальное событие за последнее время. А другим таким событием я считаю премьеру оперы «Кавалер розы» в Большом – премьера прошла в начале апреля. Эта опера Рихарда Штрауса всего лишь однажды ставилась в России – в 1928 году ее поставил Сергей Радлов в Мариинском театре в Ленинграде. Но с тех пор никто больше за нее не брался, хотя опера удивительная, одна из лучших вещей Штрауса – очень богатая музыкально, очень сложная, включающая множество элементов музыкальной игры, пародии, и это очень здорово, что в Большом решили наконец поставить ее, все любители музыки ждали этой премьеры с огромным интересом и нетерпением. Постановка, я считаю, блестящая, и она, на мой взгляд, отражает существующую тенденцию в Большом театре – это прежде всего большая оперная форма, это масштабность, приглашаются музыканты из разных стран… Это возвращает нас к тому, о чем я говорил в связи с гастролями Чикагского оркестра – музыка, искусство вообще становятся тем объединяющим фактором, который так необходим.
18 апреля отметила юбилей Светлана Немоляева – замечательная актриса, сумевшая сохранить мужество выходить на сцену, играть после потерь, выпавших на ее долю. И то, что свой юбилей она, как настоящая актриса, встречает на сцене Театра Маяковского, замечательно. Ее последняя работа у Карбаускиса в спектакле «Таланты и поклонники», я считаю, просто безупречна.