Критики в шоке от назначения Олега Меньшикова худруком Театра Ермоловой

Новость о том, что Олег Меньшиков станет художественным руководителем театра имени Ермоловой, театральное сообщество сразу окрестило «бархатной революцией»

Новость о том, что Олег Меньшиков станет художественным руководителем театра имени Ермоловой, театральное сообщество сразу окрестило «бархатной революцией» (прежний худрук Владимир Андреев сам предложил Меньшикову сменить его на посту), и она, как считают многие, пойдет театру на пользу.

Сегодня эта сцена не гремит на всю страну. И во всех СМИ основной акцент не на переменах в театре, а на переменах в жизни Олега Евгеньевича. Отчасти это подтверждает нынешнюю тенденцию: имя – это главное. А имя Олега Меньшикова сейчас, конечно, больший бренд, чем театр Ермоловой.

Кстати, четыре года, с 1985-го по 1989-й, которые Меньшиков проработал здесь, пришлись на лучшее время этой сцены – тогда художественным руководителем был Валерий Фокин. Он-то как раз Меньшикова к себе и пригласил, заметив молодого актера в «Покровских воротах». Первый же спектакль Фокина «Говори», по очеркам Валентина Овечкина, публика приняла на ура. Правда, у Олега Меньшикова там роль была совсем крохотная. Но потом были еще «Спортивные сцены 1981» по Радзинскому, «Второй год свободы», где актер сыграл Робеспьера…

Олег Меньшиков покинул театр Ермоловой на два года раньше Фокина, и вряд ли он мог тогда предположить, что вернется на эту сцену худруком.

Когда приходил Фокин, театр был примерно в таком же состоянии, как сейчас: как говорил сам режиссер, труппа была сформировавшаяся, но не очень сильная. Он пригласил несколько ярких актеров: из тех, кто постарше – например Зиновия Гердта, помоложе – Меньшикова, Догилеву, Балуева. Они и стали костяком, вокруг которого построился театр Ермоловой второй половины восьмидесятых.

В сегодняшней труппе громких имен нет – это не значит, что нет сильных актеров. Именно что звезд нет. И Меньшиков уже сказал, что не собирается привлекать таковых со стороны, разве в единичном порядке – как приглашенных артистов под конкретные роли. Вообще же о конкретных творческих планах новый худрук пока не говорит – рано. Театральные критики тоже осторожны в прогнозах.

– Я к этому назначению отношусь с недоумением, вызванным несколькими причинами, – сказала «Собеседнику» театральный критик Марина Токарева. – Во-первых, история театра не знает еще случая, чтобы из хорошего актера получался хороший художественный руководитель. Были примеры, когда получался хороший менеджер и даже купец, зарабатывающий на театре. Но актер и худрук – это два разных таланта. Во-вторых, в театре Ермоловой очень сложная финансовая ситуация, арендные вопросы, множество помещений, закулисные трудности. И непонятно, зачем это нужно Меньшикову, который всегда подчеркнуто дистанцировался от материальной стороны театра. В-третьих, по гамбургскому счету «Театральное товарищество 814» (антрепризная компания Олега Меньшикова, созданная в 1995 г. – Ред.) не может похвастаться фактически ни одной удачной постановкой: «N»/«Нижинский» – лучший проект Меньшикова – был поставлен еще до создания «Товарищества». Но Меньшиков всегда хотел стать руководителем большого театрального коллектива. Он очень заглядывался на Театр наций и, когда тот достался Евгению Миронову, был сильно разочарован.

Многие более крупные актеры-режиссеры, как, скажем, Сергей Юрский, не имеют до сих пор своих театров, а ведь театр Юрского мог бы быть совершенно уникальным и своеобразным, даже несмотря на теорию о хороших актерах – плохих худруках…

Если же взглянуть на ситуацию в целом, видно, что в театральном мире Москвы началось движение и назначение Меньшикова – только одно звено в цепочке. Не дождавшись государственной театральной реформы, о которой идет столько разговоров, театры начинают менять себя сами, и не всегда это происходит гладко: вспомним прошлогодние скандалы в Таганке или Театре Маяковского…

Мнение

Михаил Ефремов: Он одним своим именем привлечет внимание

– Сейчас в принципе омолаживается состав художественных руководителей, – поделился с «Собеседником» актер Михаил Ефремов. – В Пушкинском театре молодой худрук – Евгений Писарев, в Маяковку пришел Карбаускис… И вообще, много где меняются либо худруки, либо директора.

В «Современнике» тоже новый директор… На этот счет я через год смогу сказать, какие результаты. Пока ему надо разобраться в том наследстве, которое ему досталось. Но вообще, прежде чем что-то делать, надо менять КЗоТ. Потому что множество самых прекрасных идей входят в противоречие с ним. Невозможно уволить актера – все восстанавливаются через КЗоТ. Когда актеры будут работать по контракту, тогда можно будет куда-то двигаться. Правда, тогда встанет вопрос, как быть со старшим поколением…

Что касается Меньшикова в качестве худрука театра Ермоловой, я обеими руками за.

– Этот театр на фоне других... как бы это сказать… нераскрученный. Справится Меньшиков?

– Ну, при Фокине это был очень популярный театр. И сейчас это крепкий театр, другое дело, что Андреев – человек старой формации, считающий, что хороший театр сам сделает себе славу. Я и сам так считал долгое время, но сейчас понимаю, что сегодня без рекламы ничего не получается. Какова будет в этом смысле политика Меньшикова, не знаю. Конечно, он и одним своим именем привлечет внимание…  Но вообще-то я ничего в этом не понимаю.

Художественные руководители театра Ермоловой

с 1970-го – Владимир Андреев

с 1985-го – Валерий Фокин

с 1990-го – Владимир Андреев

с 2012-го – Олег Меньшиков

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика