15.07.2013

Медиакратия по-американски

В США сейчас набирает силу скандал, связанный с нападением на американское посольство в Ливии. Пресса уделила этой безусловной сенсации удивительно мало внимания. Удивительное равнодушие прессы заставило граждан провести независимое расследование. И оно вскрыло очень неприятные для Белого Дома факты

В США сейчас набирает силу скандал, связанный с нападением на американское посольство в Ливии. Это событие произошло 11 сентября прошлого года, был убит посол Кристофер Стивенс – короче, случай из ряда вон. Однако пресса уделила этой безусловной сенсации удивительно мало внимания, да и то – однобокого. С чего бы это, задумались рядовые американцы. Не хотели «чернухи» в годовщину трагедии? Но американская пресса славится своей бесцеремонностью. К тому же, ничто не мешало уделить этому трагическому инциденту время на следующий день или даже позже - когда тело посла прибыло в США, когда состоялись похороны… Удивительное равнодушие прессы заставило граждан провести независимое расследование. И оно вскрыло очень неприятные для Белого Дома факты.

В частности, выяснилось, что ЦРУ долгое время не могло определиться с тем, что можно давать прессе. Но не потому, что это могло навредить национальной безопасности или сотрудникам посольства. Все проще: погибший посол ранее предупреждал ЦРУ о готовящейся атаке и просил эвакуировать диппредставительство. ЦРУ после не поверило. Фактически, именно ведомство виновато в его гибели.

А теперь представьте себе, какой вой должна была поднять пресса. И все это – менее, чем за два месяца перед выборами президента. Как же Бараку Обаме удалось заткнуть рот прессе? Очень просто – пресса была связана семейными узами.

Об этом не любят распространяться самые независимые СМИ самой демократической страны, но фактически все главы крупнейших новостных телеканалов и их политических отделов имеют близких родственников, работающих в администрации Обамы.

Вот, например, известный не только всей Америке, но и за ее пределами ABC News: президент Бен Шервуд - брат Элизабет Шервуд, специального советника Обамы, координатора президентской администрации по оборонной политике, оружию массового уничтожения и контролю за вооружениями. А президент новостного отделения CBS Дэвид Роудс - брат Бена Роудса, заместителя советника по национальной безопасности Обамы, отвечающего за стратегические коммуникации, а также спичрайтера Обамы по вопросам внешней политики. Стоит ли говорить, что Дэвид Роудс грозил увольнением одному из главных журналистов-расследователей CBS Шерилл Аткинсон, позволившей себе слишком жесткое по отношению к Белому Дому освещение событий в Бенгази?

Не обошла «семейная лихорадка» и всемирно известный телеканал BBC. Замглавы бюро компании в Вашингтоне Вирджиния Мозли - жена Тома Найдса, который до недавнего времени был заместителем госсекретаря при Хиллари Клинтон, причем аккурат во время событий в Бенгази.

Нил Кинг, ведущий политический репортер The Wall Street Journal - муж директора по коммуникациям вице-президента Байдена. Репортер ABC Клэр Шипман - жена пресс-секретаря Белого Дома Джея Карни. Корреспондент в Белом Доме от радио NPR Ари Шапиро - жена Майкла Готтлиба, сотрудника юридической службы Белого Дома. 
Во всей этой истории из крупнейших СМИ нетронутым оставался только NBC, но тоже недолго. Политический консультант Ричард Гренелл рассказал в эфире Fox News, что жена старшего политического редактора NBC Марка Мюррэя Саша Джонсон является президентским назначенцем в руководстве Федерального управления гражданской авиации США. Эта информация публично не раскрывалась ни одной из сторон. Марк Мюррэй прокомментировал это так: «Я не раскрывал, что моя жена является президентским назначенцем, потому что я сообщил об этом руководству NBC, и они сказали, что им все равно». Сама Саша Джонсон - бывший продюсер CNN и ассистент директора по связям с общественностью Департамента Транспорта США.

Все равно?

Но, может быть, журналисты, имеющие близких родственников в Белом доме, на самом деле не имеют возможностей влиять на освещение (а, значит, и на мнение подавляющего числа населения) событий, связанных с работой их супругов? Хотелось бы верить - вот только никак не объяснить, почему все родственники указанных журналистов работают в областях, связанных с обороной или в связях с общественностью. Исключение из правил - лишь Клэр Шипман. После того, как ее муж стал пресс-секретарем вице-президента Джо Байдена., она перестала освещать политические темы и ушла старшим корреспондентом утреннего шоу "Good Morning, America!" Делится с барышнями секретами стройной фигуры.

Справедливости ради надо сказать, что использование ресурса СМИ - не изобретение нынешнего президента. Все американские президенты последних двух десятилетий избираются на второй срок, даже если граждане плюются от возмущения.

Способствует этому значительная монополизация СМИ, прежде всего, телевидения. Time Warner, News Corporation, The Walt Disney Company, Viacom/CBS Corporation и Comcast/NBCUniversal - эти медиа-корпорации сконцентрировали в своих руках сотни газет, студий, телеканалов и интернет-ресурсов. Пять крупнейших корпораций контролируют в совокупности 80% медиарынка США - от книжных издательств до Голливуда, формирующего «правильную» картину мира не только в США, но и за их пределами.

Стоит отметить, что это корпорации глобальные, то есть они контролируют медиапространство не только США, но и всего Запада в целом. При этом эти «независимые» медиаимперии являются куда более закрытыми структурами, нежели американские спецслужбы. Достаточно сказать, что невозможно в точности указать на конкретных собственников этих активов. По слухам, наиболее влиятельными среди них является семейство Ротшильдов.

Мягкие лапы цензуры

Сейчас в моде разговоры о «мягкой силе», принуждающей без угроз и насилия. Нужно признать, что американская цензура работает именно таким образом. Скандалы, как с Аткинсон, происходят здесь редко. Да и цензоры не сидят в кабинетах редакций - искусству отсекать нежелательное здесь научен любой редактор.

Автору этих строк однажды пришлось писать аналитическую статью для издания, аффилированного с ведущим американскими СМИ. В соответствии с требованиями издания, были опрошены пятеро экспертов. Трое высказали одно мнение, один - противоположное, двое ответили в стиле «с одной стороны… с другой стороны…». Когда заметка вышла, автор с удивлением обнаружил, что в ней осталось по одному эксперту на каждую точку зрения. В ответ на недоумение редакция заявила, что удаленные мнения были «неинтересны». Кстати, комментарий оставшегося эксперта с «неинтересной» точкой зрения был урезан так, что его позиция выглядела неуверенной. В результате, у читателя возникало убеждение, что верна та точка зрения, которая как раз выглядела спорной.
Вот так действует американская цензура. Хотя, надо признать, при Обаме она растеряла прошглую церемонность. К примеру, в скандале с Аткинсон обнаружились «шпаргалки» из Белого дома, указывающие как освещать ситуацию в Бенгази.

Американская цензура при Обаме ведет себя как никогда агрессивно. Даже МИД РФ посетовал на жесткость американской цензуры, которая не только лютует на Ютьюбе (за прошлый год 1400 требований удалить "антиамериканский" контент). А временами доходит и до международных конфликтов. В 2008 году, к примеру, распоряжением Минфина США был закрыт доступ к 80 сайтам, рекламировавшим европейцам турпоездки на Кубу, входящую в "черный список" государств, с которыми американцам не разрешается вести бизнес по закону, выпущенному еще в 1917 году.

Похоже, «медиа-семья» президента решила, что стесняться уже нечего. В результате от когнитивного диссонанса, когда чеченские «воины джихада» были «защитниками свободы», а их арабские коллеги, атаковавшие башни-близнецы – террористами, американские СМИ перешли к «руководящим указаниям», что делать тем или иным странам. Временами эти «добрые слова» подкрепляются показом «пистолета». Что, как говаривал Дон Карлеоне из «Кресного отца», гораздо эффективнее.

Татьяна Шестакова

Читайте также:

Ядерная война КНДР и США принесёт мир и покой Корейскому полуострову

После победы на выборах президента США-2012 Барак Обама предаст Россию?

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика