Загадки «поместья для Путина»

В прошлом номере «Собеседника» мы напечатали статью нашего корреспондента Олега Ролдугина «Алтайское проклятие Путина?», где рассказали о странной стройке в Республике Алтай. По одной из версий, речь идет о строительстве там нового поместья для премьера, к которому ведут дорогу стоимостью больше 1 млрд руб. Деньги на нее выделены из госбюджета. При строительстве трассы разрушаются древние курганы, а река Урсул, впадающая в полюбившуюся рафтерам (среди которых – Владимир Путин и Сергей Лавров) Катунь, стала менять свое русло… После выхода статьи в «Собеседник» позвонил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.

Премьер тут ни при чем?

– Владимир Владимирович не имеет отношения ни к этой дороге, ни к этой стройке, – заверил «Собеседник» пресс-секретарь Путина. – Он действительно не раз бывал на Алтае и в прошлом году облетал на вертолете Онгудайский район вместе с губернатором, но не был в том месте, о котором вы пишете.

– А где он обычно останавливается?

– В санатории, который принадлежит АФК «Система» – в туркомплексе Altai Village. Это готовый объект, там ничего не надо строить. Путин там проводит по 2–3 дня, потом уезжает. Вы пишете про дочерей Владимира Владимировича, которые якобы сплавлялись в тех местах недавно, а они там не были уже года три…

– Но строительство дороги в ущелье Урсула вы вряд ли будете отрицать?

– Не буду. Дорога действительно строится, и действительно местные власти запрашивали деньги на ее строительство. Это ведь неплохая идея – дорога нужна для развития инфраструктуры и туризма.

– Как получилось, что в постановлении правительства деньги на эту дорогу выделены по статье «поддержка финансового рынка»?

– Такое допускается. Средства иногда перекидываются с одной статьи на другую. Не знаю, как было в этом случае, но, видимо, статья, по которой финансируется дорожное строительство по заявкам регионов, была исчерпана, поэтому деньги перекинули с другой. В любом случае к федеральной власти это строительство отношения не имеет. Кстати, мы проверяли – дорога идет по старому руслу реки и никакие могильники не затрагивает.

– У кого вы проверяли?

– У строителей дороги. А сам объект строит «Газпромнефть».

– А нам рассказывали местные жители. Едва ли они  стали бы лукавить, ведь по местным обычаям это считается святотатством. Еще один вопрос. Если все так, как вы рассказываете, почему «Газпромнефть» отказывается давать комментарии? На какие деньги там все строится?

– На корпоративные. Но я позвоню им, узнаю, почему они не хотят отвечать.

Казенная дорога в ведомственный дом

Спустя пару часов в «Собеседник» позвонила пресс-секретарь «Газпромнефти» Екатерина Стенякина с предложением ответить на наши вопросы по алтайской стройке.

– Что собой будет представлять строящийся комплекс?

– Рекреационный комплекс гостиничного типа. Он сооружается в рамках мараловодческого хозяйства, в которое входят огороженные лесные угодья и ферма по разведению маралов. Комплекс ведомственный, однако рассматривается возможность бронирования номеров не только сотрудниками Газпрома. «Газпромнефтью» утвержден генплан строительства. Получено разрешение от администрации района. В настоящее время в полном объеме выполнены инженерно-изыскательские работы, построен вахтовый поселок для проживания строителей и базирования техники.  Завершить работы планируется в 2011 году. В настоящее время происходит финальное согласование проектной документации.

– Как и кем выбиралось место для строительства – места-то труднодоступные. Не связано ли это с прошлогодним визитом Путина в регион?


– Место было выбрано руководством группы «Газпром» по рекомендации руководства Республики Алтай в рамках оказания помощи региону в социальном развитии.

– Местные жители говорят, что дорогу строит Газпром (даже грузовики газпромовские), а глава района уверяет, что нет. Кто прав?


– Вопросы строительства транспортной инфраструктуры региона, и в частности строительства дорог различного назначения, находятся в ведении органов власти Республики Алтай.

– Сообщается, что решение о строительстве санаторно-курортного комплекса «Алтайское подворье» было принято в прошлом году. Нельзя ли уточнить, когда именно?

– Осенью 2009-го. В ноябре – декабре компания приобрела у ряда собственников около 400 га земель сельхозназначения. Также в декабре по конкурсу, проведенному администрацией региона, было приобретено право на аренду 1380 га лесного фонда.

– То есть решение о строительстве комплекса было принято еще до выделения правительством миллиарда рублей на постройку дороги? Вряд ли компания стала бы возводить объект в недоступном для посещения районе, ведь строить транспортную инфраструктуру самостоятельно означало почти вдвое (с 1,5 до 2,5 миллиардов рублей!) увеличить затраты. И тогда, получается, дорогу к ведомственному комплексу прокладывают на бюджетные средства.


Этот вопрос г-жа Стенякина переадресовала алтайским властям, которые утверждали буквально следующее: «Особое внимание при строительстве дороги будет уделено сохранности памятников истории и культуры. Специалисты Агентства по культурно-историческому наследию провели проверку наличия памятников археологии в месте строительства. В полевой сезон 2010 года здесь будут проведены аварийные археологические работы в виде раскопок курганных комплексов (всего обнаружено семь курганных могильников), переноса объектов, содержащих памятники наскального искусства (два объекта)».

Ответы получены, а вопросы остались


Прежде всего непонятно, почему дорогу начали строить в дикой спешке, лютой зимой. Ведь, кроме «Газпромнефти», она там никому так оперативно не нужна. И почему археологические изы-скания запланированы только на этот полевой сезон? Техническая-то дорога уже проложена, и что-то раскапывать уже поздно. И зачем, как сказано, нужно вскрывать курганы археологам, если это противоречит местным верованиям, и вообще, два могильника уже затронуты строителями дороги? И для чего нужно переносить памятники наскального искусства, если нас уверяют, что трасса ничего не разрушит?

В этой истории больше вопросов, чем ответов, но и маралу понятно, что строительство дороги как-то согласовывалось между Газпромом и Белым домом. Иначе с чего бы вдруг правительство решило проложить дорогу именно в этом месте, Алтай-то большой? Впрочем, в компании уверяют, что Путина о субсидии попросили местные власти. Что ж, такое тоже возможно…

В связи с этим мы обратили внимание на одну «политическую примету». Стоило приморскому губернатору Сергею Дарькину дать добро на строительство в регионе новой резиденции президента, как его тут же переназначили на новый срок. Стоило главе Республики Алтай Александру Бердникову решить вопрос строительства «Алтайского подворья», как спустя несколько дней переназначили и его (хотя именно Бердникова называли организатором прошлогодней браконьерской экспедиции, во время которой погиб представитель президента в Госдуме Александр Косопкин)…

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика