Браслетно-ремешковый ад Евгении Васильевой

Некоторое время назад главная фигурантка дела о хищениях в Министерстве обороны пожаловалась, что ее электронный браслет срабатывает ни с того ни с сего по несколько раз на дню. В Следственном комитете полагают, что при закупке электронных браслетов слежения во ФСИНе было похищено 1,3 млрд рублей. Деньги уплыли громадные. А результат?

Фото: Евгения Васильева // из личного архива

Некоторое время назад главная фигурантка дела о хищениях в Министерстве обороны Евгения Васильева пожаловалась на то, что ее электронный браслет, «прописанный» вместе с домашним арестом, срабатывает ни с того ни с сего по несколько раз на дню. Теперь же браслетами заинтересовался Следственный комитет. Там полагают, что при закупке электронных браслетов слежения во ФСИНе было похищено 1,3 млрд рублей. Деньги уплыли громадные. А результат?

Ремешковый ад Васильевой

По данным следствия, к концу прошлого года было закуплено 23,9 тыс. браслетов. Используется менее половины. Эксперты из НИИ космического машиностроения добавляют, что они к тому же со своей задачей не справляются. То есть точное местоположение домашнего арестанта определить весьма затруднительно из-за отсутствия приема сигналов ГЛОНАСС и GPS. А если они есть, то поступают с серьезным запозданием – до 10 минут. Кроме того, рукастые арестанты могут запросто перепаять контакты на ремешках так, что избавление от браслета никто не зафиксирует. Сам ремешок можно разрезать обычными ножницами – никаких дополнительных хитроумных приспособлений для этого не требуется.

Евгения Васильева к рукастым либо не относится, либо просто не применяет свои умения. Либо паяльник изъяли при обыске. По словам ее адвоката Хасана-Али Борокова, она четко следует всем предписаниям. В общем, заключенная весьма дисциплинированная. Однако из-за прихоти контролирующего устройства, ее постоянно проверяют – на месте ли дамочка. Надо отдать должное кураторам г-жи Васильевой – ночью ее не беспокоят. Зато днем скучать не дают.

– Обычно приходят один или двое сотрудников, интересуются, все ли в порядке, затем уходят, – рассказывает Бороков. – Мы не знаем, в чем дело – то ли технический сбой, то ли еще что-то. Хотя с официальной жалобой во ФСИН мы не обращались, моей подзащитной поменяли браслет. Но ситуация после этого нисколько не улучшилась – устройство продолжает сбоить. К ФСИН у нас претензий нет, но, мне кажется, их технические службы должны заняться этой проблемой и решить ее как можно быстрее.

В пресс-бюро ФСИН утверждают, что подзащитная Борокова действительно жаловалась на браслет. Но не на ложные срабатывания, а на жесткий ремешок. Ей выслали сотрудников с новым браслетом – более мягким. Все. К технике же у ФСИН нет никаких вопросов.

Подмоченная репутация

Как выяснилось, адвокат был не в курсе, что загадку чрезмерной бдительности браслета Васильевой разгадали в НИИ космического машиностроения. Там выяснили, что от влаги контакты замка окисляются и устройство начинает думать, что его пользователь замыслил побег, хотя он просто принял душ. Естественно, оно начинает бить тревогу. Кстати, радоваться солнцу содержащимся под домашним арестом тоже не особо рекомендуется – при нагревании происходит похожий эффект. Но Сергею Удальцову, еще одному домашнему арестанту (обвиняется в организации массовых беспорядков), получившему браслет одновременно с г-жой Васильевой, этот аксессуар ничуть не мешает – жалоб ровно ноль. Ему, видимо, случайно досталось качественное изделие. Или такое, которое вообще не пашет.

– С такими проблемами, как у Васильевой, мы не сталкивались, – рассказала нам адвокат Сергея Виолетта Волкова. – Браслет легкий, удобный. Мы по его поводу часто шутим с сотрудниками ФСИНа. Они тоже шутят в ответ: носите-носите. Кстати, хорошие сотрудники, вежливые, корректные. Раньше Сергея проверяли каждый день, сейчас – 1–2 раза в неделю. Иногда мне звонят. С их стороны на нас не оказывается никакого давления. Но Сергею, конечно, тяжело – нельзя ни с кем общаться, нельзя выходить на улицу, максимум – на балкон. И так уже несколько месяцев, и еще предстоит как минимум полгода. Мы сильно беспокоимся о его здоровье – что с ним будет из-за отсутствия нормальных физических нагрузок. Он и до этого постоянно был на голодовках, после чего его долго лечили...

По словам адвоката, ее подзащитный сейчас вынужден заниматься только домашним хозяйством и «политическим творчеством».

Получилось по-черномырдински

Адвокаты Васильевой уже высказывали опасения, что из-за «браслетных» проблем их подзащитной могут изменить меру пресечения на более суровую. Впрочем, эксперты считают, что тревога преждевременна.

– Меру пресечения определяет суд, и с возникшими техническими проблемами решение суда никак не связано, – считает председатель Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным Мария Каннабих. – По крайней мере, техника на это влиять не должна. Если домашний арест отменят, будет безобразно. На наш взгляд, люди, не представляющие опасности для общества, не должны содержаться за решеткой. Надеюсь, государство найдет выход из создавшегося положения. В конце концов мы научимся делать эти браслеты грамотно, тем более что это не слишком сложное устройство. Первая партия браслетов была закуплена за границей – хороших, качественных. Мы думали, отечественные будут не хуже. Но ломать людям жизнь из-за брака и технических неполадок – неправильно.

По мнению г-жи Каннабих, проблема возникла по причине обычного разгильдяйства. То есть часть браслетов прошла тестирование и оказалась годной, а вот общая партия была уже, что называется, «как всегда».

– Нужно наказывать тех, кто вложил бешеные деньги в создание бракованной продукции, – считает она. – Деньги вложены огромные, но, выходит, эти браслеты нужно переделывать. Или снова закупать заграничные.

Наша справка

Домашний арест как мера наказания применяется в РФ с 10 января 2010 года. Он назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет за нетяжкие преступления как основной вид наказания. А также в качестве дополнительного наказания к лишению свободы – на срок от шести месяцев до двух лет за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления. Массовое применение электронных браслетов ФСИН начала в начале 2012 года. В настоящее время, по данным ФСИНа, в России используется 9827 электронных браслетов, в Москве – 177. 165 из них носят приговоренные к ограничению свободы, 12 – находящиеся под домашним арестом.

Как это работает

По сути электронный браслет – радиометка, являющаяся приложением к стационарному контролирующему устройству (СКУ). На ногу осужденному браслет закрепляет сотрудник ФСИНа. И выдает памятку, как им пользоваться, что можно делать, чего нельзя.

СКУ обычно ставится в квартире и подключается к обычной розетке. На случай внезапного блэкаута у него имеется аккумулятор, заряда которого хватит на несколько дней. При попытке вскрыть или отключить, штуковина подает на пульт оператора территориального управления ФСИНа тревожный сигнал. Аналогично – если объект с браслетом отойдет слишком далеко. Далее сообщение пересылается в уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ). После чего уже инспектор выясняет: ложная тревога или поднадзорный действительно сбежал. В последнем случае беглец объявляется в розыск.

Сколько это стоило

Росфинмониторинг, проводивший в марте этого года проверку использования 2,5 млрд бюджетных рублей, выделенных в 2010–2012 годах на внедрение электронных браслетов, пришел к выводу, что в результате затеи сотни миллионов осели на счетах физлиц, а также были переведены в Швейцарию и Гонконг.

СКР начал проверку по выявленным нарушениям и установил, что ФГУП ЦИТОС, которое по контракту должно было производить устройства, закупал их у коммерческих организаций и перепродавал ФСИНу в два раза дороже. Общая схема перемещения средств и пояснения к ней заняли у следователей 800 страниц.

В поле зрения следствия попали такие крупные чиновники, как действующий зам. директора ФСИН генерал-лейтенант Владислав Цатуров, экс-заместитель генерал-майор Вячеслав Кузьмин, начальник управления по организации исполнения наказаний генерал-майор Елена Зарембинская. А также бывший руководитель главного центра информационно-технического обеспечения полковник Виктор Гончаренко. Они, по мнению следователей, имели отношение к поставкам браслетов.

Смотрите фотогалерею Сергей Удальцов и Евгения Васильева на тигрином поводке [ФОТО]

Читайте также:

Главная фигурантка дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева выпускает сборник стихов и ждет освобождения

Евгения Васильева требует у следствия вернуть ей ее драгоценности и коллекцию картин на 4 миллиона долларов

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика