Сергей Майоров: Кинобогиням надо успеть поаплодировать

21 февраля на канале «Домашний» начнется документальный цикл «Бабье лето», который посвящен актрисам, ставшим легендами советского кино. 22 откровенных монолога выслушал Сергей Майоров.

21 февраля на канале «Домашний» начнется документальный цикл «Бабье лето», который посвящен актрисам, ставшим легендами советского кино. 22 откровенных монолога выслушал Сергей Майоров.


Бельмондо продается, Касаткина – нет

– Твой проект похож на режиссерский дебют Литвиновой «Нет смерти для меня», где Мордюкова, Самойлова рассказывали о своей судьбе?

– И Ренату, и нас впечатляют красивые и талантливые актрисы. В этом мы, безусловно, похожи. Но интонации, стили проектов – разные. Мои фильмы строятся в формате фотосессии. Мы с художником Асланом Ахмадовым и моим соавтором Любой Камыриной делаем портреты актрис и во время съемки говорим о том, как сложились их жизни. Монолог героинь перемежается нашими комментариями, реальными фрагментами происходящего на съемочной площадке.

Я считаю, что сегодня внимания к нашим кинодивам недостаточно. Работы в кино для Веры Васильевой, Элины Быстрицкой, Людмилы Чурсиной, Ирины Алферовой очень мало, они не появляются на обложках… Я недавно был в Париже, куда ездил по делам, и видел, как журнал «Пари матч» разлетался словно горячие пирожки. На обложке популярного издания был Бельмондо с внуком. Представить себе, что так же влёт у нас могут продаваться обложки с Касаткиной, Марковой, Мирошниченко, очень сложно.

– Если выбор героинь субъективный, значит, что-то личное у тебя связано с каждой?

– Со многими я встречаюсь уже не первый раз, с кем-то дружу больше 20 лет. Дело в том, что я по профессии актер. И окончил я институт, когда Советский Союз развалился – его не стало через месяц после получения мною диплома.

Очень рад тому, что продюсер проекта, гендиректор «Домашнего» Наташа Билан, приняла идею цикла в считаные секунды. Началось все летом на даче: я разбирал старые вещи и среди них нашел коробку, набитую фотографиями актеров и актрис, которые когда-то выпускало «Бюро пропаганды советского киноискусства». Я их собирал в детстве, коллекционировал, подсознательно мечтая заниматься актерской профессией. Ориентировался на некую глянцевость: тебе кажется, что тебя все любят, на тебя ходят, тобой восхищаются, тебя везде показывают… И только потом ты понимаешь, насколько это скотская, сволочная работа, в которой больше слез, зависимости, унижений, чем какого-то праздника.

Перебирая открытки, я захотел посмотреть, как изменились мои кумиры. Не с точки зрения физиологических наблюдений: постарели, пополнели, подурнели. А с точки зрения содержания: как они прожили эту жизнь с первой глянцевой фотографии по наше время. И я понял, что это не просто жизнь, а маленькие иллюстрации истории всей страны. Наш проект «Бабье лето» – попытка на конкретных примерах оценить время, в которое мы жили. Посмотреть, что оно сделало с нами и как изменило тех, кому мы поклонялись.

– Есть расхожая фраза, что хороший актер еще не значит хороший человек. Если Васильева деликатная, то Мирошниченко бывает весьма… непредсказуемой.

– В этом отношении скучно: атмосфера на площадке была максимально доброжелательной, не случилось ни одного скандала. Некое непонимание возникло, когда мы начали думать о том, как назвать проект. В конце работы поняли, что время, в которое мы снимаем актрис, очень теплое и романтичное. Как бабье лето. Это то, о чем поет Джо Дассен. О самом красивом времени в жизни человека. Так и решили назвать проект – «Бабье лето». Это возмутило Ирину Петровну. Эта блестящая актриса и весьма эмоциональная женщина заявила, что я ее обманул. Сказала, что она не баба. Я долго объяснял, что это не оскорбление, а вопрос воображения, интеллекта, вкуса…

Тем не менее цикл будет, и разногласия насчет его названия никак не умаляют достоинств Ирины Мирошниченко как актрисы. Проект Литвиновой тоже наделал много шума, кому-то что-то не понравилось, но со временем, когда уже нет Мордюковой, Окуневской, ты начинаешь понимать, что этот материал бесценен.

Шмыгу снять не успели

– Держал ли в голове, чтобы успеть снять актрис, пока они живы?

– Да. Мы очень хотели, чтобы героиней проекта стала Татьяна Шмыга. Когда начали снимать, мне стало известно, что Татьяне Ивановне ампутировали ногу. Узнал я об этом, находясь в Театре оперетты, от его директора Владимира Тартаковского. Отчасти он сподвиг меня на то, чтобы успеть объясниться актрисам в любви. «Знаешь, как обидно, – говорил мне он. – Звоню на каналы, прошу: «Сделайте что-то со Шмыгой!» А мне говорят, что неформат». Мы не успели. И это большая потеря, которая невосполнима.

У наших СМИ актеры начинают вызывать повышенный спрос, если только они сильно заболевают, уходят. Внимание нужно проявлять при жизни. Пока наши любимые актеры в отличной форме (работа над «Бабьим летом» нас в этом убедила), им нужно успеть громко поаплодировать. И сказать, что всё, из-за чего они страдали, не бессмысленно.

Рубрика: Интервью

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика