Новости дня

15 декабря, пятница








































14 декабря, четверг





Александр Киселев, гендиректор «Почты России»: Интернет нам не конкурент

0

Посылку по телефону не пошлешь

– Александр Николаевич, вы ведь выросли в столичном городе и, наверное, не очень представляете, чем была в конце XX века почта для основной – провинциальной – России? Или представляете? Думаете, сейчас всё обстоит по-иному?
– Отнюдь. Сегодня, как и прежде, почта во многих городках и селах представляет собой едва ли не единственный очаг цивилизации, пункт связи с внешним миром. Давно сложилось так, что, если человеку что-то срочно нужно, он идет в почтовое отделение. Ведь зачастую больше некуда. И мы учитываем эту особенность провинциальной почты в своей работе. Стараемся не обмануть ожидания наших клиентов и предложить в почтовом отделении как можно больше услуг и товаров. Особенно велика потребность в почте у пожилых людей, которым недоступны другие средства связи. Только письма и посылки позволяют им не потерять контакт с родными и знакомыми, живущими далеко. Это жителям Москвы, Петербурга или Новосибирска кажется, что писем люди уже не пишут.

– Не всем. Мы в редакции точно знаем: пишут. К нам приходят тысячи конвертов.
– Вот видите. Но есть и еще одна важнейшая, одна из самых почтенных как по возрасту, так и по сути услуг, о которой нельзя не сказать. Кто, кроме почтальона, принесет в какую-либо деревеньку из десятка домов пенсию или любимую газету? Ведь в удаленных и труднодоступных населенных пунктах никакие доставочные организации, кроме почты, не работают – невыгодно.

– Сегодня у всех есть мобильные телефоны, у многих – Интернет. Тем не менее вы тратите огромные деньги на современные почтовые технологии, чтобы ускорить доставку писем. Зачем?
– Утверждение о том, что почта утратила актуальность, весьма и весьма спорно. Во-первых, несмотря на рост своей популярности, мобильная связь и Интернет, стрим тв доступны далеко не всем. К сожалению, ибо эти удобства уже стали неотъемлемым атрибутом любого развитого общества. Во-вторых, через Интернет можно отправить электронное письмо или открытку, но переслать по электронным каналам связи посылку вряд ли удастся. Такого еще не придумали и, очевидно, в ближайшем будущем не придумают. При этом объемы пересылаемых посылок постоянно растут. «Виновно» в этом бурное развитие торговли через Интернет и по каталогам. Кроме того, постоянно растут объемы корпоративной корреспонденции... Нет, традиционную почту списывать со счетов рановато.

– Ну да, почтовые отделения превращаются в мультисервисные центры: здесь можно не только письмо отправить или посылку, подписку оформить – это всегда было, но и оплатить коммунальные услуги, погасить кредит, посидеть в Интернете, сделать ксерокопию. На почте продается не только пресса – мы всегда были неразрывно друг с другом связаны, – но и много сопутствующих товаров. Это вы таким образом на жизнь зарабатываете?
– Не в первую очередь. Хотя, конечно, диверсификация бизнеса и развитие доходных сфер деятельности помогают. Но денег все равно не хватает. Я уже частично говорил о той роли, которую почта играет в провинции: мы обеспечиваем доступ граждан к необходимым им в повседневной жизни услугам и товарам. В том числе там, где этого никто, кроме «Почты», не делает. Это часть социальной миссии федерального почтового оператора. В частности, при распространении периодической печати по подписке и доставке и выплате пенсий и пособий. И если с подписными услугами ситуация еще терпимая, то с доставкой пенсий дело обстоит намного хуже. Постоянное снижение Пенсионным фондом тарифа на доставку пенсий приводит к тому, что эта услуга становится для «Почты» экономически нецелесообразной – притом что социальных обязательств с предприятия никто не снимает.
Не стоит забывать, что «Почта» вынуждена содержать и огромную сеть отделений, в том числе заведомо убыточных, например в районах Крайнего Севера, и обеспечивать закрепленный в нормативных документах уровень качества своих услуг. А это требует инвестирования в развитие инфраструктуры, на которое средств просто не хватает.

Хорошо и бесплатно не бывает

– Много не хватает?
– Нами разработан комплексный план модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ до 2011 года, для реализации которого необходимы инвестиционные вложения в размере 101 млрд рублей. Мы предлагаем осуществить финансирование на паритетной основе: половину расходов понесет государство, половину – сама «Почта». 101 млрд рублей – это большие деньги, но в случае воплощения в жизнь плана модернизации уже в среднесрочной перспективе мы получим эффективное современное общефедеральное почтовое предприятие.

– Почему государство так неохотно дает деньги на развитие «Почты»? Ведь ясно же, что если госбюджет не будет ее поддерживать, то тарифы нужно будет такие установить, что население, наиболее остро в ее услугах нуждающееся, просто не сможет ими воспользоваться. Просто не потянет. Я не прав?
– Я, конечно, лицо заинтересованное, чтобы отвечать прямо на этот вопрос. Однако мировой опыт показывает, что создание «тяжелой» почтовой инфраструктуры должно осуществляться за счет государства. Ведь это стратегическая задача. «Почта» выполняет задачи государственной важности и делает это за счет собственной прибыли, а точнее, себе в убыток. Альтернатива действительно простая: либо расходы должны лечь на государство, либо на пользователей услуг. В последнем случае социальная функция «Почты» будет подорвана.

«Почта», она по сути добрая

– Александр Николаевич, мы говорим накануне Всемирного дня почты. Вы по образованию востоковед. Помимо того, вы работали в DHL. Скажите, какая почта лучше: немецкая или японская? Или наша – несмотря ни на что?
– Еще в 2000 году, когда я работал замминистра связи и курировал как раз рынок почтовых услуг, мне было поручено подготовить концепцию реформирования российской почты. Тогда мы активно изучали опыт реформ почтовых служб в мировом масштабе, и выяснилось: Германия – один из наиболее успешных примеров реформирования.

– То есть к немцам склоняетесь. Но для вас, как я понимаю, это не просто констатация факта, но и некий образец, опыт, который используется в реформировании нашей «Почты».
– Да. Если, например, сравнивать немецкую и японскую почты, то японская не менее эффективна, чем немецкая, но она на 90 процентов – японский сберегательный почтовый банк. И только 10 процентов доходов – от других услуг, в том числе пересылки письменной корреспонденции, посылок, товаров, оказания других современных услуг.

– Вы наверняка много в командировки ездите – по России, по зарубежью, ближнему и дальнему. Какая из почт стран бывшего СССР сейчас лучше всех себя чувствует?
– Я бы назвал Казахстан и почты Эстонии, Белоруссии.

– Александр Николаевич, бизнес не отучил вас мечтать? Можете поделиться своей мечтой, пусть не личной, пусть с работой связанной?
– У нас почти 400-тысячный коллектив, и как минимум две трети наших работников, знаю, не удовлетворены своей работой полностью – они не получают того морального и материального удовлетворения, которого заслуживают. И все наши усилия по реформированию «Почты России» направлены в том числе и на то, чтобы наши сотрудники были более социально защищены, были более лояльны к своей организации, чтобы они гордились тем, что работают на «Почте», и получали конкурентоспособные зарплаты. И вот еще что: «Почта» по сути – организация очень добрая, она женского рода, и персональный состав почты большей частью соответствует этому женскому роду (у нас больше 80 процентов персонала – женщины). Я мечтаю, чтобы у нас эти женщины: матери, жены, сестры – этот наш коллектив – были счастливы и в семье, и на работе.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания