Игорь Ясулович: Я – пионер эротического кино

Незадачливый инженер Щукин из фильма «12 стульев», гражданин с собакой из комедии «Бриллиантовая рука», фарцовщик в картине «Самая обаятельная и привлекательная» – все эти, казалось бы, небольшие роли блестяще сыграл актер Игорь Ясулович, который поведал "Только звезды" о своей нынешней жизни, страхах и радостях.

Незадачливый инженер Щукин из фильма «12 стульев», гражданин с собакой из комедии «Бриллиантовая рука», фарцовщик в картине «Самая обаятельная и привлекательная» – все эти, казалось бы, небольшие роли блестяще сыграл актер Игорь Ясулович, который поведал "Только звезды" о своей нынешней жизни, страхах и радостях.

Пройти вместе с Игорем Ясуловичем по коридорам его родного ВГИКа – задача не из легких. То и дело к нему подбегают поздороваться ученики, а коллеги делятся новостями и зовут на чай. Игорь Николаевич благодарит их, но торопится домой.

– Переехали мы около трех лет назад, но до сих пор некоторые вещи не удается наладить, – рассказывает Игорь Николаевич. – Иногда просто руки не доходят, чтобы какие-то крючки повесить, что-то купить. Не зря говорят, что переезд хуже пожара. Мы ведь всю жизнь жили в одной квартире, в центре города. Теперь надо свыкнуться с новым местом.

– Почему же вы переехали?

– Это было сознательное наше решение. Мы устали от того, что наш дом то заносили в реестр по капитальному ремонту, то убирали его оттуда. Потом стали появляться какие-то странные инвесторы, с которыми мы немного не поладили. Оно и понятно: у них были свои интересы, у нас – свои. Ну и затем нам просто надоела эта бесконечная борьба, и мы решили переехать. Сами стали узнавать, где какие квартиры предлагают. Должен признаться, нервничали ужасно, боялись, что нарвемся на нечестных людей. В итоге нашли подходящее для нас жилье только в километре от МКАДа. Будущую квартиру видели только на стадии строительства. Но сейчас, когда уже все опасения позади, могу сказать, что нам нравится наше новое жилье. В квартире живем мы с женой Натальей Юрьевной и сын Леша с семьей. У нас подрастает внучка Глафира. В марте ей исполнится три года.

– Думаете, она тоже станет актрисой?

– Говорить об этом пока рановато. Глаша должна сама понять, чем она хочет заниматься дальше. Лично я буду рад любому ее решению. Что выберет, то и приму. Любая профессия хороша, если она тебя увлекает. Чтобы быть хорошим артистом, пахать надо, а не каждый к этому бывает готов. Все хотят сразу стать звездами, но это право надо заработать. Наша профессия прихотливая – сегодня у тебя есть работа, а завтра нет и послезавтра тоже. И телефон молчит. Что делать? Рецепт тут один: надо уметь ждать. По крайней мере, нас так учили в школьном драматическом кружке. Кстати, вместе со мной учились многие будущие знаменитые артисты: Володя Коренев, сыгравший главную роль в фильме «Человек-амфибия», и Лариса Лужина.

– Ваш сын Алексей тоже стал артистом. Довольны ли вы его выбором?

– Конечно, из него талантливый актер получился. Хотя Леша все равно немного в другую сторону ушел: стал заниматься монтажом, пытался что-то снимать как режиссер, даже был продюсером одно время. Кроме того, я горжусь, что сын – талантливый музыкант. Он хорошо играет на гитаре, легко может подбирать мелодии, еще освоил игру на духовых инструментах.

– Правда ли, что благодаря сыну появилась ваша коллекция пластинок?

– Совершенно верно. Когда Леша родился, мы с женой хотели, чтобы он рос на хорошей музыке, а не какой-то попсе. Сам я человек музыкально необразованный, поэтому первые пластинки покупал по совету друзей. Кроме того, рядом с нашим домом был магазин «Мелодия», где работали замечательные продавцы. Без их помощи не было бы моей коллекции.

– Расскажите, как вы попали на съемки фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»?

– Я учился во ВГИКе на актерском факультете, потом долгое время работал в Театре пантомимы. Наверное, мой опыт пантомимы сыграл свою роль. Узнав об этом, Гайдай взял меня сразу и доверил небольшой эпизод с собачкой. С тем песиком мы быстро поладили, он был довольно спокойный – никогда не пытался меня укусить или напакостить в ботинок. Выдали мне длинный поводок и сказали: «Ну, иди гуляй со своей собакой!» Эпизод сняли со второго дубля.

– Вашей партнершей в этом фильме стала великолепная актриса Нонна Мордюкова…

– Да, я горд, что работал с такой звездой, как Нонна Викторовна. Часто слышал, что она буквально задавливала партнеров своей энергетикой. Я ничего такого не ощутил. Мы с ней сразу нашли общий язык. В перерывах между сценами болтали о всяких пустяках. Помимо этого, мы вместе с Мордюковой играли в спектакле «Госпожа министерша». Нонна Викторовна исполняла главную роль, а я играл одного из мужей ее подчиненных. Конечно, она была настоящей примой. Но все же была не удовлетворена тем, что она играет в кино. В театр она пошла не от хорошей жизни, а чтобы реализоваться как актриса.

– Игорь Николаевич, как получилось, что вы стали озвучивать Арамиса в «Трех мушкетерах»?

– Я бы вообще эту тему не хотел затрагивать. Я старался, чтобы зрители даже не догадались, что Арамиса озвучивает не Игорь Старыгин. Озвучание доверили мне, поскольку во время съемок возникли некие технические сложности. Много сцен снимали на натуре, а техника того времени не смогла передать всю речь артистов. Когда киногруппа приехала в Москву, они увидели, что многие сцены озвучены несинхронно. Поэтому речь актеров, в том числе и Арамиса, приходилось восстанавливать буквально на ощупь. Иногда мы даже текст подстраивали под движения его губ. Думаю, сам Старыгин болезненно воспринял новость, что он не будет озвучивать Арамиса.

– Вы сыграли фарцовщика в картине «Самая обаятельная и привлекательная» и произнесли знаменитую фразу «Она что, с Урала?», которая мгновенно ушла в народ….

– Многие думают, что эту фразу я сам придумал. Но на самом деле она была уже прописана в сценарии. Картину снял Геральд Бежанов. До этого мы с ним уже работали над лентой «Витя Глушаков, друг апачей». Вместе с Геральдом мы придумали мне кучерявый парик, а костюм я принес свой, из дома.

– А вы сами фарцованием никогда не занимались?

– Нет, мне это было неинтересно. Но я знал, что у одного моего приятеля есть друг, который привозит из-за границы джинсы. В 70–80-х годах люди уже стали проявлять интерес к одежде. Появились первые модники. Я тоже не хотел отставать от моды и старался покупать себе модные узкие брюки. Раньше ведь мужскую одежду шили из рук вон плохо. Бывало, покупал себе пару, надевал дома, а они на заднице висели. Прическу тоже менял часто. Многие из моих друзей покрывали волосы бриолином, я же просто смачивал их водой и поднимал наверх.

– Наверное, вы пользовались большим успехом у девушек…

– Я надеюсь, что так и было. Но уже много лет главной женщиной для меня остается моя жена Наташа. Мы познакомились с ней в гостях у общих знакомых. Потом были встречи, долгие прогулки. В 1963 году расписались. Через три года мы отметим золотую свадьбу. Жена окончила исторический факультет МГУ, отделение искусствоведения. Сейчас Наташа занимается театральной сценографией.

– Игорь Николаевич, в «12 стульях» вы сыграли небольшую роль инженера Щукина, который случайно оказался голым на лестничной площадке…

– После этой роли меня стали называть пионером эротического фильма. Но лично я думаю, что настоящим первопроходцем стал Евгений Леонов после фильма «Полосатый рейс». Когда я прочитал сценарий «12 стульев», то даже не спросил у Гайдая, надо мне раздеваться или нет? Если надо, значит, надо. Мне хотелось, чтобы эта обнаженка не стала главной в картине. Было бы обидно, если бы зрители сидели и высматривали, что там у меня может мелькнуть в кадре.

– Во время этого эпизода вы стоите голый на лестничной площадке, покрытый пеной с ног до головы. Вам холодно не было?

– Наоборот, сцену снимали летом на «Мосфильме». Жара была под 30 градусов, вся съемочная группа обливалась потом. Перед съемками мы с Гайдаем тщательно обговаривали так называемую хореографию номера, то есть куда я должен пойти, как посмотреть. Потом я разделся, и меня стали обмазывать этой пеной, которая из-за жары исчезала моментально. Наши гримеры разводили специальный шампунь, который им подарили иностранные коллеги и намазывали им меня снова и снова. Пена разъедала глаза, но поделать было ничего нельзя. Злополучную сцену мы сняли со второго дубля. Но пену с тех пор я недолюбливаю.


Рубрика: Интервью

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика