Антон Шагин: Мне айподы и машины не нужны

Шагин прославился в 2008 году, сыграв в «Стилягах» комсомольца с пошатнувшимися идеалами. Сегодня у актера новый виток популярности и сразу две главные роли – в новом спектакле Захарова «Пер Гюнт» и фильме Миндадзе «В субботу». В жизни Антон личность закрытая и не публичная – с журналистами почти не общается, фотографироваться ненавидит. Мы встретились у служебного входа Ленкома.

Шагин прославился в 2008 году, сыграв в «Стилягах» комсомольца с пошатнувшимися идеалами. Сегодня у актера новый виток популярности и сразу две главные роли – в новом спектакле Захарова «Пер Гюнт» и фильме Миндадзе «В субботу». В жизни Антон личность закрытая и не публичная – с журналистами почти не общается, фотографироваться ненавидит. Мы встретились у служебного входа Ленкома. «У меня есть 15 минут до репетиции», – вздохнул Антон и прямо в пальто уселся на лавочку в холле театра.

Пер Гюнт помогает разобраться в себе

– «Новое лицо Ленкома», «восходящая звезда российского кинематографа» – вот что о тебе сейчас пишут и говорят… Любой молодой актер на твоем месте зазнался бы.

– Зазнался бы? Все дело в адекватности человека и его внутреннем стержне. Когда говорят «он талантлив» или «популярен», надо понимать, что речь не может идти только об одном человеке. За этим стоят еще как минимум человек 10–15 – педагоги, семья, друзья и коллеги.

– Кстати, о коллегах. Завидуют? Тебе всего 27, а уже главная роль у самого Марка Захарова…

– Среди коллег зависть, может, и присутствует, но ярко выраженной не замечал. Я человек не мнительный.

– Не мнительный, но, насколько я знаю, очень сомневающийся.

– А как можно быть уверенным в этом безумном мире? В чем? Пожалуй, только в самых близких людях.

– А в себе?

– Ну… (Задумался.) Я бы слукавил, сказав «нет». Но свою работоспособность и самостоятельность доказываю только работой. Другого пути быть уверенным в себе я не вижу.

– Не думал, почему выбрали на главную роль именно тебя?

– Думал. Но мне сложно ответить на этот вопрос. Я благодарен Ленкому за то, что дает возможность работать и развиваться. Роль Пер Гюнта необходима мне сейчас. Потому что он задает себе те вопросы, которые я сам не раз задавал себе. Я пытаюсь пробиться к чему-то главному и ответить на все вопросы, которые меня беспокоят.

– На какие, например?

– Что дальше, кто я, каково мое предназначение… Боюсь, что на эти вопросы вообще нельзя найти ответы, но мне предоставляется возможность попытаться это сделать.

– Пер Гюнта называют мечтателем, странником, строителем воздушных замков. А для тебя он кто?

– Человек, которого не смогли сломать и уничтожить. Он сумел сохранить себя, что невероятно сложно сделать в этой жизни. Точнее, сложно сначала найти собственный путь, а потом его сохранить.

– А что сказал тебе Марк Анатольевич после премьеры? Оправдал ты его надежды?

– Сказал, что предстоит еще много работы. На выпуске спектакль не заканчивает свое развитие.

– Но на премьере ты выложился на все сто?

– А я по-другому не умею. Зритель пришел в зал, заплатил деньги. Раз назвался артистом – будь любезен выложиться на сто процентов. А если можешь – на все 150.

Из ПТУ в Школу-студию МХАТ

– Вспомнилась фраза Пастернака «Цель творчества – самоотдача»…

– У Пастернака есть еще одна замечательная фраза: «Быть знаменитым – некрасиво». Она тоже хорошо подходит к нашему разговору. Чтобы получить эту роль, я никуда не ходил, ни с кем не встречался и ни перед кем не лебезил. Всё, что сейчас со мной происходит, это результат долгой работы. Сколько мне хватит сил, желания, поддержки со стороны семьи и учителей, столько и буду работать.

– А кого ты относишь к своим учителям, кроме Захарова?

– Виктора Анатольевича Рыжакова. И всех педагогов Школы-студии МХАТ, потому что именно там началось мое настоящее обу­чение актерству.

– До поступления в МХАТ ты жил в маленьком городе Карачев. Когда пришла в голову идея всё бросить и уехать в столицу?

– Когда не стало родителей и бабушки с дедушкой и в Карачеве у меня никого не осталось. Но идея уехать пришла неожиданно. Я тогда учился на слесаря в ПТУ, и наша учительница по литературе Зоя Ивановна Ионочкина однажды сказала мне: «Может, тебе попробовать поступить в театральное?» Мы стали учить с ней басни, стихи, прозу. После ПТУ я поехал в Москву и сразу поступил в Школу-студию МХАТ.

– И там познакомился со своей будущей женой?

– Да. Мы вместе с первого курса.

– Она тоже играет в театре?

– Нет, Ника занимается нашим сыном Матвеем, ему три года. И учится в Щукинском училище в магистратуре по сценической речи. Она мой главный советчик в жизни, поддерживает меня абсолютно во всем.

Хочется делать то, что хочется

– О чернобыльской аварии, о которой рассказывает фильм «В субботу», ты знаешь не понаслышке...

– Не совсем так. Это всё раздули журналисты из истории с талончиками. У нас в школьной столовой было две очереди: у одних ребят талончики на еду были синие, у других – желтые. Нам объясняли, что синие талончики – у детей, которые оказались в эпицентре взрыва, поэтому у них улучшенное питание. Но лично я никакого отношения к Чернобылю, слава Богу, не имею. Кроме того, что снялся в фильме об этой катастрофе.

– Сниматься в кино легче, чем играть в театре? Там ведь можно переснять неудавшиеся дубли.

– Наоборот, сложнее! Я выкладываюсь в одном дубле, думаю: вроде всё сделал. Но нужно повторять сцену снова и снова. Наверное, поэтому я не могу принимать участие в затяжных проектах, которые длятся годами. Очень важно уметь правильно распределять свои силы, а это невероятно сложно. Съемка «Стиляг» длилась 110 дней, и это была изнурительная работа.

– Значит, в сериалах ты бы сниматься не смог?

– Не осуждаю тех, кто принимает участие в сериалах, но это не для меня. Мне хочется делать то, что хочется.

– Зато сериальные актеры неплохо зарабатывают. Или деньги тебя не интересуют?

– Они никогда не были моей целью. Человеку вообще надо очень мало, но он теряется в огромном количестве рекламы и предложений и начинает хотеть, хотеть, хотеть… Забывая, что «туда», наверх, с собой ничего не возьмешь. Мне и моей семье айподы и машины не нужны, а с голоду мы не умрем. Вообще, если говорить о деньгах, то все заработанные средства нужно тратить на путешествия.

– Мечтаешь поездить?

– А ты разве об этом не мечтаешь? (Улыбается.)

– Антон, ты уже снялся и в комедии, и в драме, и в мюзикле… Какой жанр тебе полюбился?

– Важно пробовать себя в разном, чтобы найти и открыть в себе новые ресурсы. Очень хочется делать в профессии образы, а не просто менять пиджаки. Только жаль, что суть профессии «актер» стирается за большим количеством хорошо обученных людей в телевизоре. Они умеют говорить правильные слова хорошо поставленными голосами, но…

– Презираешь «ящик»?

– Нет, почему же. Я не сноб. Смотрю новости, передачи на «Культуре». Захожу в Интернет, когда мне нужно. Но стараюсь, чтобы он меня не поработил. Главное ведь – человек, а не машины. А сейчас, как мне кажется, реальность сильно смещена – технологии порабощают людей, и будущее наше неутешительно.

– Так ты пессимист?

– Всё зависит от настроения, но что-то подсказывает мне, что ничего хорошего нас не ждет. Поэтому надо просто жить и дорожить каждым днем.

наша справка

Антон Шагин родился в 1984 году в городе Карачев Брянской области. Воспитанием Антона занимались бабушка и дедушка.

Школу-студию МХАТ окончил пять лет назад – в 2006-м. Лауреат театральной премии «Золотой лист-2006» за лучшую мужскую роль в спектакле Школы-студии МХАТ «С любимыми не расставайтесь». После фильма Тодоровского «Стиляги» Антон сыграл еще несколько главных и эпизодических ролей в фильмах «На ощупь», «Поцелуй сквозь стену», «Московский фейерверк», «Москва, я люблю тебя».

Рубрика: Интервью

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика