Жизнь и чудеса Ксении Петербуржской

Эту простую нищенку боялись ослушаться больше царя, а причисления ее к лику святых добивался будущий Патриарх Алексий II. К ней, бездетной вдове, приходят просить о мужьях и детях

Эту простую нищенку боялись ослушаться больше царя, а причисления ее к лику святых добивался будущий Патриарх Алексий II. К ней, бездетной вдове, приходят просить о мужьях и детях. К ее могиле в Петербурге в зной, дождь и мороз стоят в одной очереди паломники со всей страны и знаменитости. Как получилось, что своенравная юродивая стала любимой в народе святой Ксенией Петербуржской, день памяти которой верующие отмечают в феврале?

Могила не выдержала тысяч ног

Всех церквей Петербурга и за несколько месяцев не обойдешь – их тут более двух сотен. Даже небесных покровителей у города не один, а трое – великий князь Александр Невский, протоиерей Иоанн Кронштадтский и она, грозная и удивительная Ксеньюшка. К ней петербуржцы едут на старинное Смоленское кладбище.

Святую предали земле по-простому, как хоронили обычных людей, но слава ее была еще при жизни так велика, что с первого дня после погребения сюда стали приходить толпы народа. Под тяжестью ног сначала не выдержал холмик – сровнялся с землей, а после и сама могилка стала разоряться. Ее «спасали» как могли – укрепляли оградку, прикрывали тяжелыми плитами, пока спустя почти сто лет не придумали выход – надстроить над ней часовню в честь блаженной. Часовенка получилась скромной – зеленого цвета, летом ее можно даже не заметить среди деревьев. Не заметить можно, но не знать о ней невозможно – в Петербурге все знают дорогу «к Ксеньюшке».

В России миллионы незамужних и бездетных женщин (недаром же самые рейтинговые ТВ-передачи – про то, как найти мужа), потому неудивительно, что любимая в народе святая – блаженная Ксения, которая покровительствует мечтающим о семье и детях.

– Но ведь и у других о личном счастье просить можно, как же получилось, что именно к ней бегут за помощью? – спрашиваю византолога и религиоведа Алексея Лидова.

– Все очевидно: Ксения помогает, – говорит он. – Это не голая вера: то, что молитвы эта святая действительно слышит, подтверждено многочисленными чудесами, происходившими как при ее жизни, так и после на ее могиле.

Людмила Нарусова, сенатор и вдова Анатолия Собчака, признавалась как-то, что до сих пор благодарна Ксеньюшке за рождение дочери. Когда на поздних сроках беременности врачи стали беспокоиться за ее здоровье и за ребенка, подруга посоветовала Нарусовой пойти к Ксении. Она и ходила – дней двадцать подряд, до самых родов. А потом назвала дочь в благодарность святой ее именем.

– Сама Ксения на могилу своей покровительницы тоже приходит, – рассказал старый кладбищенский сторож, помогая найти дорогу до часовенки. – Пусть о ней сплетничают, а мы ее здесь любим – она нам, как дочка.

Заглядывают сюда и другие знаменитые Ксении, да и не Ксении тоже – к известным людям здесь привыкли, они стоят в общей очереди и простых верующих ничем не смущают.

Великая жертва

О блаженной Ксении известно немного. Год ее рождения «теряется» где-то между 20–30-ми годами XVIII столетия. Жизнь она вела обычную, удачно вышла замуж – за порядочного человека, полковника Андрея Федоровича Петрова, певчего при дворе. Когда ей было 26 лет, супруг внезапно скончался. В день похорон Ксения неожиданно объявила, что это она умерла, а муж ее жив, облачилась в его военную одежду и велела называть себя Андреем Федоровичем. Раздала все имущество бедным, сама стала сутками бродить по городу, молясь. Можно сказать, впала в уныние, что для христианина – тяжкий грех.

– Это не уныние ею овладело, а страх за любимого мужчину, – не соглашается отец Виктор Московский, настоятель храма Во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербуржской. – Господь забрал его без покаяния. И Ксения представляла, как тяжко, должно быть, ему приходится на том свете. Вот она и посвятила всю свою жизнь отмаливанию его прегрешений.

Странное ее поведение у кого-то вызывало сочувствие, у кого-то – недоумение. Причем нрава Ксения была отнюдь не робкого, людские насмешки не терпела – могла и палкой побить. Но народ Ксению полюбил за ее чудеса. Однажды она зашла к незнакомой молодой девице и грозно крикнула: «Сидишь тут, кофий пьешь, а на Охте твой муж жену хоронит!» Девица удивилась, но все же кинулась на Охту, там увидела молодого вдовца, лившего слезы на могиле жены, принялась его утешать и доухаживалась до свадьбы.

Нередко чудеса происходили на кладбище, где сейчас находится могила Ксении. По легенде, однажды зашла она к своей подруге и сказал ей странное: «Сидишь тут, чулки штопаешь, а того не знаешь, что тебе Господь сына послал, беги скорей на Смоленское кладбище!» Ей уже тогда привыкли верить, поэтому женщина побежала и увидела страшную картину: извозчик сбил беременную, та умерла в преждевременных родах. Но младенец выжил, и потрясенная подруга его усыновила.
Той самой дорогой, по которой раньше ездили извозчики, сейчас идут «к Ксеньюшке».

Не проси о своем, но верь

На месте приходится отстоять две очереди – прежде за свечками в церковную лавку, потом в часовню. Холодно, все молчат – грузные мужчины и хрупкие девушки на высоченных шпильках. Когда становится совсем тяжело, спрашиваю стоящих рядом: правда ли Ксения любому помогает?

– Конечно! – удивленно вскидываются все, кто слышит, и принимаются наперебой рассказывать, как их знакомые, или друзья знакомых, или знакомые друзей знакомых чудесно родили детей в течение года-двух после долгих попыток, сходив к Ксении хотя бы раз. Имен никто не называет, и я сомневаюсь, существуют ли на самом деле все эти счастливые женщины и их дети или люди просто укрепляют меня, маловерную, да и себя заодно.

– А ты заметила, куда образ Ксеньюшки снаружи часовни смотрит? – спрашивает какая-то бабка. Оглядываюсь: смотрит она, что очень символично, прямо на могилку неких младенцев Платона и Ксении Степановых, скончавшихся в начале XIX века.
– Вот как после этого деток просить, когда знаешь, что их Господь может к себе столь рано призвать? – рассуждает бабуля и добавляет: – Поэтому учат нас: не проси о своем, не проси мужа, не проси детей, проси: «Дай мне, Ксеньюшка, сама, чего знаешь».

Просить можно, не заходя в cаму часовню. Есть обычай: надо обойти часовню три раза, приложиться лбом и руками ко всем стенам снаружи, оставить записочку на каком-нибудь выступе или мелочь положить для нищих. Обхожу часовню вместе со всеми и слышу, как бабушка за моей спиной одергивает внука:

– Ванятка, что ж ты стену в перчатках трогаешь! Сымай, а то не снизойдет на тебя благодать!

Бабушка не может объяснить мне, при чем тут перчатки и как они могут помешать благодати, а я не могу понять, почему вслед за ее Ваняткой стягиваю варежки и иду, словно язычница, голыми руками трогая святые стены.

Всем нужна благодать.

Путеводитель

Как добраться: Смоленское кладбище Петербурга расположено на улице Камская, до которой можно доехать на любой маршрутке или автобусе от станций метро «Приморская» или «Василеостровская» до остановок «Малый проспект» или «Кладбище».

Когда приезжать: часовня открыта ежедневно – по будням с 10 до 16 часов, по выходным и праздникам с 10 до 17. Если время позволяет, прогуляйтесь по самому Смоленскому кладбищу: на нем похоронены академик Николай Лихачев, актриса Анна Самохина, поэт Федор Сологуб, няня Пушкина Арина Родионовна.

Что понадобится: продуктовых палаток рядом с часовней нет, так что возьмите с собой термос с чаем и что-нибудь перекусить (даже в будни на морозе стоять приходится не менее часа). Свечки в церковной лавке при кладбище стоят от 5 до 100 рублей, продаются также освященные иконы, житие, акафисты Ксении Блаженной (от 20 до 200 рублей). Проживание в отелях Санкт-Петербурга – от 1200 рублей в сутки (специальных гостиниц для паломников при этой часовне нет).

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика