Похоронят ли российское образование окончательно?

31 января завершается общественное обсуждение закона «Об образовании». Исключение русского языка и математики из списка обязательных для изучения предметов повергло в шок многих. Интеллигенция негодует, министры тянут время, сроки подписания затягиваются.

31 января завершается общественная дискуссия по поводу нового закона «Об образовании».  За два месяца, а проект был открыт для обсуждения 1 декабря 2010 года, документ получил 9 тысяч откликов. Сказать, что интеллигенция бьет в колокола — не сказать ничего. Потеря поколения, деградация молодежи, "дебилизация школы" — самые мягкие эпитеты авторитетов при описании перспектив.

Повод для тревоги понятен - согласно проекту закона ученики 10-х и 11-х классов получат  право самостоятельно выбирать предметы для изучения и объем получаемых знаний. При этом обязательными станут лишь 4 предмета. И это не русский и математика, как мы привыкли считать. Это курс "Россия в мире" (по сути аналог политологии), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка индивидуального проекта.

Все остальные предметы объединены в 6 областей, в каждой из которых ученик может  выбрать для изучения одну-две дисциплины. При этом всего предметов должно быть не больше семи. Что получается? Например, в область "естественные науки" входят естествознание, физика, химия, биология и экология. Таким образом выбрать одновременно физику, химию и биологию невозможно. Также как русский язык и литературу вместе, алгебру и геометрию (не говоря уже об и информатике).

Учителя не смогли остаться равнодушными к инициативам и начали протестовать. Возглавил общественное негодование учитель московской школы № 57 Сергей Волков. Он опубликовал открытое письмо, адресованное первым лицам государства, которое получило уже более 10 тысяч подписей.

«В старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына... Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе. Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом.

Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее образования – это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в целом», - обращается к власть имущим автор письма.

«Проект новой реформы озвучивался с 2007 года, но кто же принимал всерьез эти болезненные фантазии? Теперь оказалось: они в самом деле уверены, что сохранение России в ее нынешнем виде немыслимо без тотальной дебилизации населения. Здесь школа – оптимальная жертва. И как в свое время выборность губернаторов была отменена после Беслана, так сегодня уничтожение средней школы увязывается с феноменом Манежной площади. Один из авторов реформы Александр Кондаков (в прошлом учитель географии) заявил: «Манежная – результат отсутствия правильного патриотического воспитания». Мы, так сказать, давали знания, а надо было воспитывать. Разумеется, эта реформа – если ее в самом деле доведут до практики – преследует двоякую цель. Первая: принятие всех мер к тому, чтобы в России никогда больше не выросла интеллигенция, ибо от этой прослойки все беды. Для обслуживания нефтяной трубы и голосования «за» нам не нужно такое количество умных. Но есть и вторая, менее очевидная цель: авторы проекта, похоже, мечтают о том зашкаливающем цинизме, которым славилось наше общество позднезастойных времен. Я тогда учился и помню, каким хихиканьем сопровождались бесконечные «уроки мужества» с участием ветеранов, как хохотали над политинформациями и мучили историка вопросами с подковыркой. Нет лучшего способа воспитать циника, чем пичкать его уроками патриотизма и гражданской зрелости; а именно юные циники и нужны новой власти – чтобы бестрепетно делать гнусности", - считает журналист «Собеседника», писатель и педагог Дмитрий Быков.

Следует отметить, что полемика возымела результат. Брать ответственность за проект закона не спешит и Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Ожидалось, что 15 февраля закон будет подписан, но видимо министр намерен тянуть время и ждать одобрения сверху.  "Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта. До тех пор, пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа", - сказал Андрей Фурсенко.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика