Курс на лето

В минувшее воскресенье случилось то, о чем давно говорили: Россия окончательно перешла на летнее время. Наконец-то коровы перестанут мучиться. За тем, как в Москве провожали в последний путь зимнее время, наблюдал корреспондент «Собеседника».

В минувшее воскресенье случилось то, о чем давно говорили: Россия окончательно перешла на летнее время. Наконец-то коровы перестанут мучиться. За тем, как в Москве провожали в последний путь зимнее время, наблюдал корреспондент «Собеседника».

Дело техники

На Ярославском вокзале привычный шум-гам. Торопящиеся в путь рефлекторно бросают взгляд на уличные часы: поезда отправляются строго по расписанию, поэтому здесь в буквальном смысле время – деньги.
Ярославский вокзал стоит на Площади трех вокзалов – той самой, по которой в свое время прошлись Ильф и Петров, обратив внимание на трое часов, каждые из которых показывали разное время («Очень удобно для свиданий! – сказал Остап. – Всегда есть десять минут форы»).

Сейчас на Ярославском вокзале около 30 хронометров. И на свидание придется приходить минута в минуту: теперь за время отвечают компьютерные программы, а в конце 2008 года даже спутник подключился.
– У нас стоят четыре часовые станции, – рассказывает главный инженер Ярославского вокзала Алексей Майоров. – На двух время выставляется вручную с помощью специальных приборов. На одной оно переводится автоматически, как на компьютере. И на четвертой время корректируется через спутник – на эту станцию заведены самые важные объекты, например информационное табло.

Эта четвертая станция представлялась мне скопищем разных датчиков и мигающих лампочек – шутка ли, сам спутник отвечает за точное время! Но все прозаичней: обычный кабинет с компьютерами и операторами. В углу замечаю что-то вроде металлической этажерки, опутанной проводами и заставленной блоками, – та самая станция. Сигнал сюда поступает с крыши, на которой установлены антенны и GPS-приемник. Так что перевод часовых стрелок особых трудностей не вызывает, теперь этот процесс – дело техники: в соответствующую ночь на воскресенье время переустанавливается само собой.

Верьте 1 апреля!

В первые годы перехода на зимнее/летнее время люди даже с московских окраин специально добирались до Красной площади, чтобы своими глазами увидеть перевод стрелок. Потом перестали удивляться, привыкли. Да и удивительных событий стало гораздо больше. Как правило, страна переходила на лето в последнее воскресенье марта. Но, например, в 1981 году СССР по приказу Совета министров перевел стрелки в ночь на среду, 1 апреля. В «Известиях» даже вышла заметка под заголовком «Верьте первому апреля. Переводим все часы на летнее время». А специалисты рассказали, как именно выглядит этот процесс. Вот уличные часы: «На улицах Москвы установлено свыше 300 электрочасов. И всю эту часовую «армаду» потребуется быстро и точно перевести на час вперед. Для этого составлен специальный график работ. Надеемся с 31 марта на 1 апреля успеть откорректировать все часы». А вот кремлевские куранты: «Чтобы перевести стрелки часов на час вперед, бригаде часовщиков из четырех человек потребуется 12 минут. Для этого разработана специальная методика. Часы пробьют 12 ударов, что будет означать 12 часов ночи 31 марта и одновременно один час ночи 1 апреля. Часы остановим, отсоединим анкерную вилку, прокрутим шестерни, соединим всё снова – и  готово».

Этот главный хронометр России да часы на башне Киевского вокзала до последнего, нынешнего воскресенья так и переводились – вручную.

«Часы не любят посторонних»

Абдулбари Невмянову – 63 года. Он часовщик Киевского вокзала. Точнее, «кардиолог» – тикающему, как сердце, механизму на вокзальной башне около 100 лет, поэтому за ним нужен постоянный уход.
 Часовщиком Абдулбари стал больше 10 лет назад. Для него часы – живой организм. Он так и говорит: «Мы с ними».

– Когда часы остались сиротой, они даже остановились от горя, – рассказывает он. – Со мной сначала не дружили – то убегали, то отставали. И я сидел здесь неделями, потихонечку разбирался. Никто ведь не оставил секретов, как за ними ухаживать. Часы сами научили меня, как с ними надо общаться.
Древний механизм спрятан на высоте 55 метров под крышей башни в деревянном домике – снизу он похож на скворечник. До него так просто не доберешься: нужно пройти через пять запертых дверей и преодолеть почти 170 ступенек. Абдулбари поднимается сюда в среднем раз в день. Когда жара или холод,  чаще – из-за аномальных температур металл сжимается или расширяется, а это влияет на ход часов.

Часовой механизм отвечает за четыре циферблата, которые установлены на каждой стороне башни. Он состоит из сплошных шестеренок и заводится вручную. Представьте настенные часы с кукушкой, к которым прикреплена цепочка с гирькой, – в часах Киевского вокзала эта гиря весит 300 килограммов. Чтобы завести часы, нужно  гирю поднять. А для этого надо 60 раз прокрутить специальную рукоять. Можно было облегчить себе задачу, приспособив для этого электроподъемник, но Невмянов против всякого вмешательства в часовой организм – несмотря на возраст, тот до сих пор как новый.

– Я заметил, что часы посторонних не любят, – говорит он. – Когда кто-то приходит, начинают капризничать, могут и вперед убежать.

В ночь на воскресенье главные часы Киевского вокзала все-таки рванули вперед, но исключительно по воле Невмянова. Около двух часов ночи он уже стоял возле часового «сердца» и постоянно поглядывал на маленький циферблат, связанный с уличными собратьями. В час «икс» со словами «Пора!» он взялся обеими руками за небольшую шестеренку и начал ее крутить. Минутная стрелка на маленьком циферблате тут же поползла вперед. На это движение отозвались и все башенные хронометры. Всего через пару минут мы перенеслись на час вперед. О последнем переводе стрелок Абдулбари Каримович нисколько не жалеет.
– Понимаешь, – говорит он, – из-за перехода на другое время многое меняется. Даже люди другие становятся. А изменения нежелательны, пусть все стабильно будет.

другое мнение

Зимнее время – логичней

В 1930 году в СССР было введено декретное время, которое было больше поясного на один час. И 1 апреля 1981 года, когда в Союзе случился первый перевод стрелок на летнее время, эта разница составила уже два часа. Неудивительно, что указ президента Медведева о «вечном лете» вызвал массу споров. В №6 «Собеседника», например, на эту тему высказался доктор экономических наук Игорь Николаев. По его мнению, было бы логичней оставить зимнее время – это бы сократило разницу между временем поясным и текущим. Ведь теперь, поднимаясь в 8 утра, фактически мы будем просыпаться в 6. Поэтому не исключено, что однажды нам все-таки придется еще раз передвинуть стрелки на зиму – если, конечно, президент прислушается к мнению специалистов.

классика

«Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них высились геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять».


И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика