Эх, дороги... в три отката

Четыре года назад министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что к 2011 году в России не останется федеральных трасс «с канавками и выбоинами». И что с того?

Четыре года назад министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что к 2011 году в России не останется федеральных трасс «с канавками и выбоинами». И что с того?

В землю зарывают миллиарды

Старый анекдот: на автомобильной выставке немец, цокая языком, долго кружит вокруг советского УАЗа. Его спрашивают: «Что, машина понравилась?», а он отвечает: «Да нет, удивляюсь, чего только русские не придумают, чтобы дороги не строить!»

– А ведь примеры успешного массового дорожного строительства в нашей стране были, – сокрушается глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. – И при Хрущеве, и при раннем Брежневе, и еще при Петре Первом. Плохие дороги – не неизбежность, на которую мы обречены, а проблема, которую при желании государства можно достаточно быстро решить.

Государство и решает. На Новый год госкомпания «Автодор» получила от правительства щедрый дар: субсидии из бюджета ей увеличили больше чем вдвое – на 22,2 млрд рублей. Всего – почти 40 миллиардов. И это на прокладку только четырех федеральных трасс. А ведь есть еще и другие дороги, которые столь же щедро устилают купюрами.

– Строительство 1 километра некоторых российских автодорог оказалось дороже, чем 1 километр адронного коллайдера в Швейцарии, для которого долбили  скальную толщу, – ужасается тот же Делягин. – Эксперты говорят, что расходы на строительство наших дорог завышаются в среднем в 3–5, а порой и в 11 раз!

– Один километр четырехполосной трассы обходится России почти в пять раз дороже, чем Китаю, – подтверждает научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

Китаю километр дороги стоит 3 млн $, Бразилии – 3,5 млн $, Штатам – почти 5, Германии – 8 (но это – первоклассный автобан, который не требует ремонта 25 лет). В России же прайс на прокладку не проживающей без ремонта и года трассы колеблется от 6,5 до 17 млн баксов. И это еще по-скромному. Километр строящейся дороги Адлер – Красная Поляна вообще обходится больше чем в сотню миллионов у.е. Аналитики подсчитали, что на эти деньги ее можно было бы устелить ковром из устриц высотой в 6 см, намазать черной икрой слоем в 1 см или выложить шоссе из 100-долларовых купюр.

Казалось бы, при таких ценах дороги у нас должны не просто быть, а быть лучшими в мире. Ан нет. Какая страна, такие и дороги.

Потому что воруют

Если в западной Европе все дороги ведут к храму, то у нас – на зону.

– Есть у меня один знакомый предприниматель из ближайшего к Подмосковью региона, не буду говорить, какого, чтобы у него неприятностей не возникло, – рассказывает председатель экспертного совета «ОПОРы России» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Недавно он выиграл тендер на строительство дороги местного значения. Вызывает его чиновник и спрашивает: «Знаешь, по каким условиям мы работаем? 30 на 70». Тот почесал затылок: «30 процентов – откат, но в 70 процентов от суммы контракта, пожалуй, уложиться можно». А чиновник говорит: «Ты не понял: 30 процентов – это ты себе оставляешь». А что на них можно построить? Только то, что у нас и строят...

Приехали как-то янки в якутский Алдан для обмена опытом по золотодобыче и золотую фразу сказали: «Мы слышали, что в России плохие дороги, а у вас их вообще нет!»

– Что касается дорожного строительства, я вывел такую закономерность – три по четыре, – продолжает Кричевский. – Дороги в России стоят в среднем в четыре раза дороже, выходят они из строя в четыре раза быстрее, а затраты на ремонт в четыре раза больше – по сравнению со скандинавскими странами, которые схожи с нами по климату. И никаких надежд на улучшение. Посадите на дорожную отрасль честного человека – и в лучшем случае он будет белой вороной, а в худшем его вовсе не станет. Система настолько гнила и коррумпирована, что разорвать эту криминальную цепь могут только серьезная кадровая перетряска и уголовные дела. Но это вопрос уже не экономики, а политики и Фемиды.

Дуракам закон не писан

Какие там нанотехнологии! Дороги у нас клепаются старым оборудованием по старым технологиям, а такая старость – водителям не в радость. Но куда деваться! Здесь вам не Европа, где при прокладке дорог используют.

Почва в России слишком глинистая, легко набирает влагу, а при морозах влага, как известно, замерзает. Вот асфальт и трескается под тяжестью огромного потока иномарок и тяжелых фур. А нынешние дорожные ГОСТы были приняты еще до Второй мировой, когда по дорогам порхали редкие «Чайки» да полуторки.

– Стандарт плотности, определяющий плотность и климатическую устойчивость земляного полотна автомобильной дороги, принят в Союзе еще в 1939 году как копия давно забытого в США стандарта 1929 года. И с тех пор не изменен! – возмущается экс-глава отдела Минтранса Феликс Губерман. – Но даже этот архаический стандарт нигде не выполняют. Да и нечем: дорожники давно расстались с техникой, способной уплотнить земляное полотно даже до старинной нормы.

Правда, есть куча отечественных разработок, которые позволяют повысить плотность грунта и увеличить срок службы дорог. Одну из них несколько лет назад пытался внедрить и сам Губерман, заручившись одобрением Российской академии наук, но в 99-м году после его доклада в Росавтодоре к ученому подошел неизвестный:

– Подошел ко мне так близко-близко и говорит: «Хватит писать, пора замолчать. Не замолчишь, у тебя будут очень тяжелые проблемы со здоровьем». И отошел. А я испугался.

Губерман перебрался в Израиль, но до сих пор надеется, что новинку примут на вооружение в России. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов передал его мнение и заключения ведущих геологов страны лично в руки министру транспорта Левитину. Пока тишина.

Современные технологии могут быть только безоткатными. А это нашим чиновникам надо? Они живут по китайской пословице: «Не важно, куда ведет дорога, потому что всякая дорога ведет к богатству». И то верно: две трети многомиллиардного дорожного бюджета у нас идет не на прокладку новых дорог, а на латание старых, а это же – вечная взятка.

Министр транспорта Игорь Левитин

Родился 21 февраля 1952 года в одесском поселке Цебриково. До 1996 года работал на железной дороге, затем перешел в «Северстальтранс». В 2004-м назначен министром транспорта. Возглавляя самое коррумпированное ведомство в стране, по последней декларации, Левитин зарабатывает в год более 21,59 млн рублей и входит в тройку богатейших федеральных чиновников страны.

Как украсть не один миллион

Способов схалтурить на дороге множество. Можно «минимизировать расходы», сделав тоньше слой дорожной подстилки из щебня или битума либо засыпав под асфальт вместо калиброванного песка некачественный карьерный. А можно, напротив, завысить смету, написав в документах вместо одного экскаватора, работавшего в котловане полдня, бригаду землекопов, копавшихся там неделю.

Почему в России плохие дороги?

Во всем виноват климат    3%
Тяжелый грузовой транспорт    1%
Шипованная резина    0%
Тотальное воровство    81%
Всего понемногу    15%

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика