Опасная игрушка – рейтинг. Михаил Юревич рискует карьерой, карабкаясь на вершины губернаторских хит-парадов

Социальные исследования – незаменимый инструмент любой политической деятельности. Хитрость в том, что рейтинги региональных лидеров не с чем сравнить – никакого официального списка любимых губернаторов Кремль не публикует

Фото:

Социальные исследования – незаменимый инструмент любой политической деятельности. Его главное преимущества – возможность практический любого толкования и обилие всевозможных социологических фирм, готовых эти исследования проводить. Более того, само понятие «рейтинг» или «соцопрос» гарантирует, что результаты работы экспертов будут опубликованы большинством федеральных СМИ.

Наиболее востребованы, конечно, рейтинги региональных властей. Участие в состязании целых 83 глав субъектов РФ гарантирует пристальное внимание почти к каждому исследованию любого сколь-нибудь авторитетного источника. Хитрость в том, что рейтинги региональных лидеров не с чем сравнить – никакого официального списка любимых губернаторов Кремль не публикует.

- Очевидно, что предложить альтернативный политический рейтинг Кремль не может, поскольку там нет и не может быть по определению собственной методики составления такого рейтинга, - считает директор Агентства региональных исследований, доктор политических наук Ростислав Туровский - Поэтому волей-неволей все равно к тем рейтингам, которые составляются экспертным сообществом, будут прислушиваться. Ну а поскольку к ним прислушиваются, очевидно, что эти рейтинги влияют на репутацию губернаторов и могут влиять на их позиции как на федеральном уровне, так и на отношение к губернаторам со стороны местной элиты, поскольку на местах на эти рейтинги также внимание обращают и выводы делают.

На днях увидел свет очередной ежемесячный медиарейтинг российских губернаторов компании «Медиалогия». Рейтинг учитывает не только количество упоминаний чиновников в СМИ, но и влиятельность источника информации, а также характер упоминания – негативный, нейтральный или позитивный. Из этих показателей формируется медиаиндекс, от величины которого и зависит положение главы региона.

Ожидаемую расстановку первой десятки самых любимых прессой губернаторов во главе с Сергеем Собяниным неожиданно нарушил челябинский губернатор Михаил Юревич, который занял 7-е место, поднявшись сразу на 7 строчек по сравнению с сентябрьским замером.

Примечательно, что такой впечатляющий рывок челябинский губернатор сделал чисто виртуально – наибольшую цитируемость вызвало осуждение губернатором в своем блоге ролика о забавах безымянных стрептизерш с государственным флагом России, а также заявление по поводу скандального кризиса на Златоустовском металлургическом заводе (в октябре он фактически прекратил работу). Михаил Юревич пообещал взять дело спасения предприятия «под особый контроль». Это было процитировано всеми СМИ, освещающими кризис ОАО ЗМЗ, в нейтральном или положительном контексте.

По другим поводам имя Михаила Юревича осенью 2013 года тоже частенько мелькало в СМИ. Однако, темы были менее позитивными – например, когда челябинский губернатор в разгар паводка в области поехал кататься на яхте в Ниццу с депутатом Госдумы Сергеем Вайнштейном. Или когда набрали новую силу коррупционные скандалы с громкими отставками и уголовными делами против челябинских чиновников ЖКХ. В октябре, кстати, был опубликован другой социологический доклад – антирейтинг губернаторов промышленных регионов. Эксперты Центра политической информации составили список худших глав регионов по итогам полугодия, где Михаил Юревич занял второе место, уступив волгоградскому губернатору Сергею Боженову.

Один из авторов антирейтинга, политолог Алексей Мухин даже счел ситуацию с Михаилом Юревичем наиболее опасной, потому что губернатор, контролируя медиапространство в регионе, легко нарисовал себе положительный образ. При этом федеральные СМИ совершенно по-другому оценивают эффективность местной региональной власти: речь идет об уголовных делах против соратников Юревича, разрушение региональной промышленности и ЖКХ, дорогостоящих увеселительных прогулках за казенный счет, покупке вертолета за 300 млн. долларов в личное пользование, и прочих «грехах». «Этот контраст между реальностью и пиаром только стимулирует протестную активность населения. А федеральный центр в этом совершенно не заинтересован на фоне митингов на Болотной в 2011 — 2012 годах», — поясняет Алексей Мухин.

Более того, играя в политические рейтинги, Михаил Юревич оказывает и другую «медвежью услугу» федеральной исполнительной власти – а именно, подрывает авторитет президента. 27 февраля 2013 года в Челябинске было опубликовано социологическое исследование специалистов Челябинского государственного университета. В ходе соцопроса выяснилось, что три четверти населения области считают самым популярным российским политиком Михаила Юревича. Губернатор занял первое место и набрал на 14% больше народных симпатий, чем Владимир Путин (http://club-rf.ru/opinions/790).

Интересно, что в Кремле внимательно следят за губернаторскими рейтингами, и осознают опасность «дутой» популярности региональных политиков для всей системы российской власти. 13 ноября первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин на встрече с вице-губернаторами прямо предостерег региональные власти от лишней показухи: "Иногда бывает так, что у некоторых глав регионов рейтинг зашкаливает под 80%, но проходят выборы, и рейтинг партии, во главе которой губернатор, составляет уже 32%", - цитирует Володина ИТАР-ТАСС. "Почему рейтинг так низко упал? Так не должно быть, потому что если рейтинг губернатора 72%, то с учетом даже корреляции победа на выборах партии должна быть хотя бы 62%, не менее", - считает Володин. Если сделать так, что никакой критики в адрес чиновников не будет, то с началом выборной кампании она все равно появится, и это может нанести больший вред. "Рейтинг будет большой, начинается кампания, и начинают критиковать, и рейтинг облетает", — сказал он. На встрече замглавы кремлевской администрации еще раз призвал регионы "не гнаться за конкурентами, а заниматься конкурентной, легитимной, открытой политикой и проводить такие же выборы".

Впрочем, Михаил Юревич, похоже, пока не собирается бороться с собственной медиазависимостью. Если так пойдет и дальше, умелый пиар Юревича неминуемо обернется против него же. Постоянное мелькание в первых строчках всевозможных рейтингов популярности вкупе с фактическим развалом экономики региона составляют прекрасную гремучую смесь, которая в один момент взорвется и выведет «молодого успешного менеджера» Юревича на весьма далекую от исполнительной власти орбиту.

Читайте также:

Коррупционные скандалы сотрясают Челябинскую область жестче упавшего метеорита

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич призвал людей, проявивших героизм во время падения метеорита, обращаться за наградой

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика