Что на самом деле творилось на скандально известной овощебазе в Бирюлево

Как изменилась жизнь в столичном Бирюлево после народных протестов, которые при желании могли бы пресечь в зародыше или просто не заметить, и кому пошло на пользу местное торжество демократии, разбирался спецкор «Собеседника»

Фото: Овощебаза //

Как изменилась жизнь в столичном Бирюлево после народных протестов, которые при желании могли бы пресечь в зародыше или просто не заметить, и кому пошло на пользу местное торжество демократии, разбирался спецкор «Собеседника».

Ушли и не вернутся?

Спустя неделю после погромов Бирюлево Западное выглядит как образцовый спальный район. На улицах ни одного представителя нетитульных наций – только местные жители и стражи порядка всех мастей: пешие, конные, патрульные. Люди в форме в глаза не бросаются и тревожных ассоциаций с полицейским государством не вызывают. Напротив, все это создает атмосферу этакого безопасного благополучия.

– У нас теперь как в Штатах, там тоже везде патрули, – говорит студентка Ирина Конюхина из местных. – Раньше мы вечером на улицу выйти боялись, после 21:00 меня брат с электрички встречал. А уж милиции мы месяцами не видели.

Вместо полицейских машин на улицах дежурили «джихад-такси», а вместо патрульных по местным скверам гуляли толпы гастарбайтеров. По неофициальным данным, число мигрантов в этом районе уже сравнивалось с численностью коренного населения.

– У нас 67 тысяч жителей, и только за последний год на учет ФМС официально было поставлено 11 тысяч мигрантов, – говорит муниципальный депутат Андрей Смакотин. – В основном, конечно, они приезжали работать на нашу овощебазу. Причем, если не считать мигрантов, у нас район первый по благоустройству в Москве.

И сейчас в это даже можно поверить. Но возникает резонный вопрос: куда после закрытия Покровской овощебазы делись тысячи ее работников? ФМС сообщало о задержании лишь 1200 гастарбайтеров.

– Многие переехали, уж не знаю, каким районам Москвы мы оказали медвежью услугу, – говорит местная жительница Галина. – А остальные залегли на дно. Продуктами закупились и засели по своим «резиновым» квартирам, пока все не уляжется. В моем доме в одной квартире живет человек 60, и в другой еще 20.

По наводке Галины мы отправились на поиски мигрантов вместе с местной народной дружиной – добровольцы теперь тоже патрулируют район. Правда, зайти в квартиру они не имеют права, все равно нужно звать полицию.

Через рекордные 20 минут к нам прибыл наряд ППС. А еще через 10 минут бешеного стука дверь открылась. В одной из комнат за накрытым прямо на полу восточным столом ужинают 11 узбеков. Документы оказываются только у одной квартиросъемщицы и ее сына

– Мы тут легально, я вообще наполовину русская, – говорит Замира Урманова. – Но полиции все равно боимся. После этих событий депортируют даже с документами. Особенно тех, кто работал на овощебазе. Многим я теперь дозвониться не могу, где они, не знаю. Может, забрали их, а может, сами уехали на родину. После закрытия базы тут работы почти нет.

Бизнес-гетто

Покровская плодоовощная база обеспечивала столицу фруктами и овощами как минимум на треть. Но жителей Бирюлево это совсем не радовало. База в последние 20 лет стала этаким бизнес-гетто. Около 10 тысяч обслуживающего персонала – уборщики, грузчики – мигранты из Средней Азии. Среди примерно 1000 торговцев преобладали азербайджанцы, хотя местные склады арендовали и сирийцы, и турки. Официальными владельцами территории базы и учредителями ЗАО «Новые Черемушки» значились выходцы из Дагестана.

– Русской речи тут вообще было не услышать, это был такой восточный базар, город в городе – со своими казино, кафе, банками, – рассказала сотрудница одной из местных фирм-арендаторов. – В свой первый день на работе я увидела стадо из 200 жертвенных баранов, пасущихся на территории.

Бурная жизнь восточного рынка также оборвалась в один миг – на следующий день после погромов. И частично продолжилась только у здания администрации ЗАО «Новые Черемушки». Неделю назад тут, говорят, парковались роскошные авто местных руководителей. А теперь их кабинеты заняли следователи и полицейские. Только с их разрешения торговцы могли вывезти товар с закрытых складов. В холле и на улице толпилось около сотни бизнесменов кавказской наружности, ожидающих своей очереди.

– Я здесь торговал почти с самого открытия, с 94-го года, – рассказал азербайджанец Анас. – За аренду платил 1,5 млн в месяц, деньги уплачены до конца месяца, и их мне, конечно, никто не вернет. Товар частично погнил. Но оставшуюся часть я отправляю в регионы, уже нашел покупателей. Как и где буду работать дальше, не знаю. В Москве точно теперь не дадут, придется искать площадку в Подмосковье.

По слухам, у собственников базы есть еще одна площадка в Домодедовском районе области. И о переезде туда поговаривали еще лет 5 назад, ввиду лучшей транспортной доступности. Но теперь с этим полная неясность, учитывая, что один из акционеров «Новых Черемушек» задержан, а другой – в бегах. А базу уже точно закрыли на ближайшие 90 дней. Притом некоторые здешние сотрудники, хоть и сокрушаются об убытках и потере работы, но это решение поддерживают.

– Ведь здесь царил беспредел, – говорит сотрудник одной из местных компаний. – Тут имелась мизерная открытая часть, куда иногда заглядывали и местные жители, чтоб купить мешок картошки, например. И огромная закрытая, где торговали за «черный» нал и даже кого-то убивали периодически – мы слышали перестрелки. Органы сюда приезжали где-то раз в месяц, собирали дань с бизнесменов за нелегальную рабочую силу и отбывали. Само собой, они тоже все знали. И сами же крышевали. Конечно, не на уровне местного УВД, где теперь сняли начальника.

Говорили о покровительстве ФСБшников, но точно не знаю. Да и чиновники тоже, думаю, защищали объект не только на уровне местной управы. Все то же самое творится на всех овощебазах Москвы. Например, на Хлебниковской, у нас там раньше был склад. А здесь просто под давлением жителей решили принять меры.

На руку мафии

С этим мнением согласны и эксперты.

– Овощные базы в столице работают по схожему принципу, – считает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Бизнес сформирован этническими группами. Серьезная крыша составляется из силового и административного блока. Вначале решаются земельные вопросы на местном уровне, на это уходит где-то 5% затрат. А дальше уже деятельность прикрывается на уровне федеральных структур, им уходит 20-40% прибыли. При этом есть учредители, явные и теневые, их задача –регулярно заносить деньги. В случае с Покровской базой, учредители, возможно, представляли лишь часть пакета бенефициаров.

На эту тему, кстати, неожиданно проговорился и мэр Собянин, заявив, что «реальные владельцы совсем не те, кто официально выдает себя за таковых». Жаль только, что мэр не назвал конкретных фамилий. Однако ранее в связи с овощебазой упоминалось несколько авторитетов и «воров в законе» азербайджанского происхождения.

– С 2009-го главным теневым контролером базы считался Ровшан Ленкоранский, его воцарению предшествовала волна убийств и разборок в криминальной среде, – рассказал один из бывших сотрудников органов. – Его называют главным заказчиком убийства деда Хасана, и также якобы из-за притязаний последнего на овощной бизнес. Позднее сам Ленкоранский ушел в тень, но Покровку по-прежнему контролировали дружественные ему авторитеты. Правда, в последний год они начали перетягивать одеяло на себя.

Так может, и стремительное закрытие базы стало результатом мафиозных разборок и передела рынка? А протесты жителей, которые продолжались на протяжении последних лет, наконец решили услышать только сейчас и просто использовать как повод? Здесь мнения наших собеседников разделились.

– Конфликт интересов стоял за закрытием Черкизона. Но в случае с Покровской базой этого нет, – считает Кирилл Кабанов.

Но при этом представители бизнес-сообщества, знакомые с ситуацией, указывают на ценность участка земли в 24 га.
– Это лакомый кусок. И обратите внимание – события в Бирюлево, произошли как раз после того, как к нему подвели дорогу, улучшив логистику.

Еще одну точку зрения высказал бывший сотрудник органов.

– Как мне рассказывали, в последние месяцы велась масштабная полицейская разработка по Ленкоранскому и другим теневым хозяевам базы. А громкие события прошлой недели нарушили ход операции. Способствовали им представители силовых структур, аффилированные с владельцами. После такой шумихи теперь все ушли на дно.

Проще говоря, мафиозных владельцев просто спасли. Ведь официально сейчас ни о каком вопиющем криминале не заявляется, если не считать намек столичного мэра. А дагестанских учредителей арестовывают и разыскивают всего лишь за антисанитарию и использование труда нелегалов. О более серьезных вещах речь пока не идет.

Наличие подтекста в бирюлевских событиях прояснится, скорее всего, когда станет понятна судьба самой овощебазы и участка земли под ней. Но как бы там ни было, пока жители Бирюлево получили заслуженную передышку от бизнес-империи на районе.

Смотрите фотогалерею Самые громкие межэтнические столкновения в России [ФОТО]

Читайте также:

Девушка убитого Егора Щербакова: Убийца был неадекватен, но действовал, как профессионал

Выяснилось, как закрытие овощебазы в Бирюлево повлияло на снабжение Москвы овощами


и другие подробности УБИЙСТВА ЕГОРА ЩЕРБАКОВА И БЕСПОРЯДКОВ В БИРЮЛЕВО

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика