Правда ли, что Сталин верил в Бога?
Со смерти главного гонителя церкви прошло 60 лет, но и сегодня есть люди, которые считают, что Иосиф Сталин в глубине души был верующим человеком. Есть такая легенда, будто генералиссимус, когда фашисты дошли до Москвы, встречался с Матроной. Та его будто благословила, и тому есть доказательство – икона, на которой изображен Сталин... «Собеседник» разыскал и икону, и людей, причастных к этой легенде
Со смерти главного гонителя церкви прошло 60 лет, но и сегодня есть люди, которые считают, что Иосиф Сталин в глубине души был верующим человеком. Есть такая легенда, будто генералиссимус, когда фашисты дошли до Москвы, встречался с Матроной. Та его будто благословила, и тому есть доказательство – икона, на которой изображен Сталин... «Собеседник» разыскал и икону, и людей, причастных к этой легенде.
Как генералиссимус попал на икону
Копия упомянутой иконы висит в одном из питерских домов по улице Садовой, на стене маленькой однокомнатной квартиры. На огромном полотне – гонимая советской властью Матрона Московская благословляет Иосифа Сталина. Хозяин этой квартиры – отец Евстафий Жаков. 70-летний батюшка – личность в Петербурге известная: бессребреник, все подаяния отдающий на восстановление церквей и перевоспитание проституток.
Икона со Сталиным и Матроной появилась в его квартире в 2008 году после большого скандала. Батюшка сам заказал ее ранее художнику и повесил в храме святой Ольги, где тогда служил приходским священником. Сделал это отец Евстафий в обход церковного руководства, поскольку в официальном житии святой Матроны о визите Сталина к ней нет ни строчки.
Прихожане новой иконе страшно удивились и написали на батюшку жалобу в епархию. Там икону со Сталиным приказали из храма убрать, а отца Евстафия перевели в полуразрушенную церквушку под Петербургом, где он по сей день и служит.
– Что тут обсуждать? – отмахивается отец Евстафий. – Благословила Матрона вождя, это точно.
Отец Евстафий искренне верит, что при Сталине «жить было лучше» и что в 1941 году, когда немцы подступили к Москве, Матрона осенила «отца народов» крестным знамением и наказала ему не уезжать из столицы. Эту историю батюшке поведала землячка Матроны – Антонина Борисовна Малахова. А икона, которая теперь у Жакова дома, по его словам, – копия житийной иконы Матроны, хранящейся в Москве.
«Пусть все едут из Москвы, а ты оставайся здесь!»
Разыскать ту «житийную икону» не составило труда. Она висит в церкви святителя Николая в Староваганьковском переулке. Правда, Сталина, даже крошечного, на ней нет. Вот Матрону благословляет Иоанн Кронштадтский, а вот слепая девочка на коленках молится Богу...
– Не было у нас никогда Сталина, – открещивается отец Владимир Диваков, благочинный храмов Центрального округа Москвы. – Дело было так: настоятель заказал художнику икону, а тот в одной из житийных сцен, которые пишут по краям, изобразил военного в папахе и с усами.
Такие казусы, рассказывает отец Владимир, случаются, потому что иконы часто пишут люди без духовного образования и не все задумываются над канонами. Художника церковное руководство тогда поправило, велело военного замазать. Так в сцене вместо знаменитых усов и папахи появились три ангела.
Но если икона – вот она, то с Антониной Малаховой, слова которой и легли в основу легенды, сложнее. Несколько лет назад старушка постриглась в монахини, приняла новое имя в честь Матроны Московской и с мирянами с тех пор не общается. Исключение не делает ни для кого. Правда, ее свидетельство осталось в маленькой брошюрке «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», вышедшей в 1993 году при издательстве Ново-Голутвинского монастыря.
Малахова родилась в тульском селе Себино, на родине Матронушки. Маленькая Тоня вместе с матерью несколько раз навещала в Москве землячку, а после смерти провидицы Антонина стала ухаживать за ее могилкой.
Со слов Малаховой, в годы войны ее родственник, тоже из села Себино, подвозил продукты в Кремль. Осенью 1941 года, когда немцы были уже под Москвой, этот деревенский мужичок вроде даже имел контакт со Сталиным и шепнул диктатору на ухо, что живет на Арбате некая блаженная Матронушка, которая поможет ему. Сталин послушался и поехал к блаженной, которая и сказала ему: «Пусть все едут из Москвы, а ты оставайся здесь!», а еще: «Красный петух победит черного петуха», имея в виду поражение немцев под Москвой и победу Советского Союза в войне.
– Как вы это себе представляете? Чтобы мужик смог подойти к генералиссимусу, сказать ему что-то на ухо и убедить Сталина поехать к блаженной? – недоумевает отец Иов Гумеров, который руководил церковной комиссией по канонизации Матроны Московской. Он, кстати, хорошо знаком с Малаховой, это она передала Московской патриархии тетрадь со свидетельствами чудесного исцеления Матроной больных.
Но если тетрадь в церкви приняли с радостью, то к истории про Сталина отнеслись с недоверием, и в официальное житие она не вошла. В рассказе Малаховой, утверждает отец Иов, много натяжек. Взять хотя бы две: во-первых, в 1941 году Матронушка жила в Сокольниках (на Арбате она поселилась позже), во-вторых, Малахова передает историю со слов своей матери.
«Молиться может и крокодил»
В том, что Сталин был закоренелым безбожником, историки как раз не сомневаются. Иосиф Джугашвили несколько лет проучился в Тифлисской духовной семинарии, но отказался от религиозных взглядов раньше, чем был отчислен из нее за участие в революционной деятельности.
– В 1943 году после длительных репрессий Сталин снова повернулся к православию, – рассказывает историк Рой Медведев. – Но это был исключительно политический шаг. На оккупированных территориях фашисты разрешали народу восстанавливать храмы, и нужно было что-то делать в противовес.
Даже атеисты перед лицом опасности, когда спасения ждать неоткуда, порой обращаются к Богу. Может быть, учитывая ситуацию в 1941 году, Матронушка для загнанного в угол Сталина оказалась последним шансом, которым он воспользовался? Не потому, что поверил в ее силу – так, на всякий случай.
– Сталин, даже если бы и захотел, не смог бы этого сделать, – говорит историк. – Он был заложником политической системы, которую сам и создал. Если бы генералиссимус поехал к Матроне, это стало бы достоянием гласности. Вождь не мог позволить себе такой слабости.
Впрочем, представителей церкви, которые категорически против легенды и связанной с ней иконы, возмущает не столько отсутствие доказательств, сколько сам факт того, что рядом с блаженной оказался такой человек.
– Молиться может и крокодил, – объясняет позицию церкви руководитель издательского отдела Санкт-Петербургской и Ладожской епархии протоиерей Александр Сорокин. – Но говорить о том, что этот крокодил обратился к Богу – лукавство. По канонам на православных иконах могут изображаться мучители православия, но именно как мучители, а Сталина на эту икону поместили для почитания.
То есть, даже если бы эта невероятная легенда вдруг нашла подтверждение, церковь, вероятнее всего, такую правду не примет. Так же как и другие никогда не откажутся от «верующего» Сталина, даже если количество доказательств его встречи с блаженной Матроной стремится к нулю.
Читайте также