Андрей Кондрашов: Не хотел бы брать на душу грех самоубийства Бориса Березовского...
После скандального фильма «Березовский», обвинявшего олигарха во всех смертных грехах, его автора - Андрея Кондрашова – смело можно назвать специалистом по этой теме. Узнав о кончине своего героя, журналист тут же вылетел в Лондон
После скандального фильма «Березовский», обвинявшего олигарха во всех смертных грехах, его автора – ведущего «Вестей» и политического обозревателя канала «Россия» Андрея Кондрашова – смело можно назвать специалистом по этой теме. Узнав о кончине своего героя, журналист тут же вылетел в Лондон.
– Как всегда, помогаете в расследовании Скотленд-Ярду, Холмс?
– (Смеется.) Холмс – это, конечно, незаслуженный комплимент. А если серьезно, Скотленд-Ярду не помогут даже Генпрокуратура и Следственный комитет, не то что отдельные журналисты. Потому что Скотленд-Ярд занимает очень жесткую позицию, совершенно эгоистично расследуя все, что видит.
Англичане как-то забывают, что Борис Абрамович умирал, будучи российским гражданином, и Скотленд-Ярду сам бог велел привлечь к расследованию специалистов из России. Но он не то что этого не делает, он даже не раскрывает ту информацию, которой обладает сегодня сам. Он оградил себя от всех, в том числе от прессы.
– Вы не верите ни в инфаркт, ни в самоубийство Березовского. Склоняетесь к версии о причастности английских спецслужб?
– Пока я не имею на это оснований. Склоняюсь к тому, что это была насильственная смерть. Об этом говорит хотя бы то, что, по моей информации, бесследно исчез охранник, который вызвал скорую и полицию. Из тех же романов Агаты Кристи и Конан Дойла англичане должны знать: часто бывает так, что человек, нашедший труп, и является убийцей.
– Так значит...
– Ничего не хочу сказать относительно вины охранника. Пока говорю только об английских романах.
– Чувствую, интересно там у вас.
– Удивительно, что Скотленд-Ярд действительно дает повод журналистам сочинять версии на коленке. При недостатке информации у нас начинается избыток фантазии.
– Скажите, а чего вы хотели добиться, снимая «Березовского»? Выступить против? Показать, какой это монстр? Хотя он был еще и гений.
– Журналист не должен ставить перед собой героических задач, иначе он из журналиста превращается в героя. Мне просто хотелось самому разобраться, что творилось у нас в 90-е годы. И я сделал это на основании фактов. Заметьте: в фильме звучат все-таки факты, а не оценки. Я настаиваю на том, что только оценки могут быть против Березовского. А факты говорят о нем. Выводы пусть делают следственные органы и общественность.
Я хотел пошатнуть ореол таинственности и серокардинальности Березовского. Он, конечно, злой гений, вне всякого сомнения. Но в первую очередь – прохиндей и комбинатор. Причем в ряде случаев довольно мелкий. Это человек, который сделал из своей жизни перфоманс. Именно поэтому я сегодня не верю, что он мог так тихо и странно уйти. Борис Абрамович был обязан сделать из своей смерти главный перфоманс своей жизни.
– Вам его хоть чуть-чуть жалко?
– Мне жаль, что он не успел посидеть в российской тюрьме.
– Вы испытываете угрызения совести при мысли, что если это было самоубийство, то в том числе и ваш фильм мог заставить Березовского сунуть голову в петлю?
– Я очень надеюсь, что все было не так. Для Березовского это все мелочи. Да, мой фильм содержал как минимум 5 новых фактов о его преступной деятельности. Но сколько было случаев до «Березовского», которые он успешно переживал?..
Если думать по аналогии с фильмом, то БАБ должен был застрелиться или повеситься на шарфике после книги Пола Хлебникова. Однако действие было прямо противоположное. Никто еще не доказал причастность Березовского к убийству Пола Хлебникова, но его убили – и это факт.
Чисто по-человечески мне было бы очень тяжело, если бы я знал, что мой фильм подтолкнул Бориса Абрамовича на какие-то такие настроения... Я бы очень не хотел брать на душу этот грех.
Смотите фотогалерею
Читайте также