Казаки, Pussy Riot и возвращение в мракобесие
История противостояния современного искусства и консервативной части общества – это, конечно, история провокаций. Рано или поздно общество должно поставить заслон. Иное дело, что заслон этот в России если уж ставится, то так, что и вздохнуть страшно...
В России многие мечтают о реинкарнации худсоветов. За последний месяц нам было по меньшей мере дважды продемонстрировано, что они могут возродиться в самом худшем своем проявлении – в составе группы казаков. Практически с шашками наголо.
Сначала в Москве под их давлением закрыли выставку «Духовная брань», потом завернули спектакль «Лолита» в Питере.
История противостояния современного искусства и консервативной части общества – это, конечно, история провокаций. Радикальные современные художники, реагируя на острые события, нащупывают черту, за которую их не пустят.
Пропускать все на свете творения арт-групп, разумеется, нельзя. Секс в музее? Пляски на амвоне? Карикатуры по мотивам икон? Рано или поздно общество должно поставить заслон. Иное дело, что заслон этот в России если уж ставится, то так, что и вздохнуть страшно.
«Духовная брань», вокруг которой ломала копья даже Генпрокуратура, как раз вряд ли относится к таким уж радикальным выставкам. Несколько картин и четыре иконы, выполненные в черно-золотых тонах. Бывало у нас и покруче.
Иконы – вовсе не карикатурные, это скорее ретрансляция известных образов, над которой можно поразмыслить и уж никак не посмеяться. Эдакие новоделы.
Что касается ассоциаций с тремя участницами Pussy Riot, изображенными с нимбами, то это весьма очевидный и банальный ход, которым человека, близкого к арт-миру, тянет воспользоваться. Делать из этого вывод, что дьявольские художники ополчились на православных христиан и причислили Pussy Riot к лику святых, – по меньшей мере означает показывать собственное невежество.
Возможно, участникам крестных ходов вокруг «Винзавода» ближе времена – не такие уж далекие, между прочим, – когда на холсте вообще нельзя было изображать ничего и никого, кроме святых. Но возвращаться в мракобесие не очень хочется.
Обществу хочется перемыть друг другу кости, и оно разделилось на «не видел, но осуждаю» и «не видел, но одобряю».
О «Лолите» у казаков, наверное, более ясное представление. Видимо, спектакль по классическому произведению Набокова невзлюбили те же люди, которые хотят засудить Мадонну за ее питерский концерт. Умора, да и только.
И вообще, откуда в Питере казаки? Может, это просто группа ряженых при гордуме?
Читайте также
Дмитрий Быков: Казаки России - ряженые русские ковбои
Благослови, Господи: патриотические и религиозные организации распилят миллиард