"Народные гулянья" на Чистых прудах: Политический протест или место тусовки?

«Народные гулянья» на Чистых прудах в Москве продолжают занимать первые строчки в новостях

«Народные гулянья» на Чистых прудах в Москве продолжают занимать первые строчки в новостях. Несколько сот человек организовали там лагерь со своим уставом и бытом. «Собеседник» присоединился к «гуляющим» в ночь на 12 мая.

«Захвати Абая»

Десять часов вечера. На Чистопрудном бульваре, у памятника Грибоедову, люди заняли все лавочки и парапеты. В руках пиво, коктейли. Странно, а по всем новостям трубят, что в лагере сухой закон… Люди испуганно машут руками: «Оппозиция дальше – у памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву».

Лагерь от «просто гуляющих» граждан отделяет красно-белая ленточка. На ней табличка «Прошу мэра защитить москвичей от произвола ОМОНа!» Но заходить за нее можно свободно. Как контролируется сухой закон – непонятно. Говорят, есть дружинники, но их я не встретила.

У памятника – человек 500–600. На всем бульваре – больше тысячи. В основном молодежь 20–30 лет. У многих ноутбуки hewlett-packard или планшет, у каждого второго – смартфон. Белых ленточек почти ни у кого нет.

– Тут флаги и транспаранты запрещены – это не митинг, а «народные гулянья», – объясняет мне Алексей, ему лет 20 на вид. Он приезжает на бульвар с друзьями каждый вечер. – Ленточки многие боятся надевать – на «Марше миллионов» за них хватали всех подряд.

Многие сидят прямо на газонах. Одна компания играет в мяч, другая – во фрисби, невдалеке играют на гитаре... Большинство чатятся, пишут в твиттер. Фотографируются мало. Мол, пока «ничего интересного»... Точнее, ничего достойного соцсетей.

Компания парней смотрит видео разгонов оппозиции на Болотной. На ноутбуке наклейка «Правда ТВ на ОккупайАбай». Свое название «ОккупайАбай» (с англ. – «Захвати Абая») лагерь получил в честь акции гражданского протеста в Нью-Йорке Occupy Wall Street («Захвати Уолл-стрит»). Американский протест длится с сентября 2011-го. Российская акция тоже бессрочна. Началась сразу после стычек демонстрантов с полицией на «Марше миллионов».

– С декабря наши цели не изменились, это просто новый формат проведения акций – бессрочный протест, – любит повторять политик Илья Яшин. – Будем стоять, пока не кончатся силы или пока наши требования не начнут выполнять.

Всё по самозаписи

Яшин считается в лагере главным. 10 мая лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов передал из спецприемника: ответственным назначает именно его. Некоторые твердят, что главного нет – демократия, мол.

– Голосования по поводу главных не было, – возмущается второкурсник МХТИ. – Просто иногда Яшин залезает на памятник и командует. А почему он?
Второй негласный лидер – депутат ГД Дмитрий Гудков. Но ни Гудкова, ни Яшина в лагере не видно.

Говорят, большинство подтягиваются после 19.00. На деревьях развешан устав: запрещается пить алкоголь, шуметь после 23.00, мусорить. Есть и доска объявлений. Здесь люди ищут работу, знакомятся, жители соседних домов предлагают помощь – приютить, выйти в Интернет, покормить… Тут же ящик «Сбор средств на лагерь», расписание лекций и концертов.

Спрашиваю, что нужно сделать, чтобы прочитать лекцию. Всё по принципу самозаписи. Вывешиваешь объявление: «В такой-то час Иван Иваныч скажет речь около такого-то дерева!» И ждешь слушателей.

Семинары выглядят одинаково: десятки людей стоят кругом, а один вещает. «Повторяю, мы тут говорим о референдумах!» – слышу голос от одной такой кучки людей, пытаюсь протиснуться ближе. Кто-то рядом со мной задает вопросы оратору, но на него шикают: «Парные дискуссии запрещены!» Можно только слушать. В основном все сводится к одному: требуют перевыборов президента и парламента. А еще – освобождения Михаила Ходорковского.
 

Учеба подождет

Полночь. Многие расходятся – торопятся на метро. Кто-то укладывается спать. Таких немного – 20–30 человек. Палаток нет, только коврики и спальные мешки.

– Мы приехали из Питера на день, – рассказывает 22-летняя Алёна, – потому что вся Россия должна быть здесь.

Алёна учится в Университете экономики и финансов и ради «гуляний» прогуливает лекции: учеба подождет.

Кормят здесь бесплатно. Нечто вроде шведского стола: печенье, конфеты, помидоры, бутерброды. Из-за бесплатной еды вокруг лагеря бродят бомжи. К столам их не пускают, но и с бульвара не прогоняют.

Гул разговоров «за жизнь» не утихает ни на минуту. Говорят, уже есть футболки с изображением поэта Абая. Думал ли этот казах, что когда-то станет русским Че Геварой… Полицейских почти нет – я насчитала шестерых. Они стоят парами, равнодушно взирая на происходящее. В основном борются с бомжами, отправляя их восвояси.

– Их не за что задерживать, – будто повторяя заученный урок, кивает на «гуляющих» полицейский. – Ни к чему не призывают, плакатов нет. Иногда только какой-нибудь умник пристанет с расспросами, знаю ли я Конституцию…
Но три полицейских автобуса все же стоят. Когда они подъезжали, участники «гуляний» недовольно улюлюкали. Хотя мне показалось, что некоторые сами не прочь попасть в автозак. Чтобы там сфотографироваться для твиттера.

Поговорить за жизнь

Все проезжающие мимо машины, выражая поддержку, отчаянно сигналят. Нескончаемое бибиканье в ночи, думаю, не радует и местных жителей…
Периодически приезжают политики и звезды шоу бизнеса. Но в мою «смену» Собчак, Яшин и Гудков появились только после 2.00.

– Каждый раз Ксению Собчак окружают десятки телекамер, – рассказали мне. – А  местными и семинарами СМИ не интересуются. Всем нужны звезды, а звездам нужен пиар.

Больше всего удивили именно эти недовольные. Они сетовали на организацию, Собчак, но все равно шли на Чистые пруды, как на водопой. В толпе было уже не различить, кто за кого. У дерева с табличкой «Лекиторий» явно нетрезвый человек что-то говорил про политику. Все внимательно слушали, и только один заметил: «Да он же бухой…»

Сама я долго не могла подобрать определение всему происходящему. Интеллигентная революция? Нет. Люди, у которых нет дачи и им негде собраться? Тоже не то. Это напоминало молодежные лагеря из прошлого – песни, игры, разговоры. Люди хотят объединиться, но вокруг чего – не знают. Хотят собираться и общаться, но где и как – тоже не знают. Наверное, устали жить разрозненно, вылезли из Интернета и пришли на бульвар. Чтобы вместе придумать, как жить дальше. Но пока – больше слов, чем дела.

Столп протестов

Казахский Пушкин

Абай Кунанбаев (1845–1904) для казахов – что Пушкин для русских. Известный мыслитель, философ, основатель письменной казахской литературы. Родился в Семипалатинской губернии в семье крупного феодала. Абай был волостным управителем, затем – третейским судьей. Только к 40 годам он выбрал свой путь – «поэта и гражданина». Он первый перевел на казахский язык Пушкина, Лермонтова, Крылова, Гете и Байрона. Написал более 170 стихотворений, а также сборник философских притч и афоризмов «Простое слово».

Совместным решением президентов Путина и Назарбаева 2006-й
был Годом Абая в России. Тогда и появился памятник на Чистых прудах. Вряд ли Путин предвидел, что акт «искренней дружбы между народами» так аукнется в будущем.

Кстати, в родном Казахстане Абай тоже стал «покровителем» протестующих. В январе казахские оппозиционеры оспаривали итоги президентских выборов именно у подножия его памятника в Алматы.

Точка возврата

Почему выбрали Чистые пруды?

Чистые пруды, по сути, стали «колыбелью» столичных протестов. Ведь и первый оппозиционный митинг по итогам парламентских выборов в Госдуму прошел здесь. Однако, по словам организаторов акций, выбор места и тогда, и теперь оказался случайным.

– В декабре нам предложили несколько городских площадок на выбор: Поклонную гору, набережную Тараса Шевченко и Чистые пруды, – вспоминает глава «Солидарности» Илья Яшин. – Мы выбрали последнее просто потому, что это ближе к центру. А в этот раз мы пытались закрепиться хоть в каком-то месте. И Чистые пруды случайно стали той точкой, где полиция осознала, что не стоит противодействовать мирным прогулкам.

Из исторических аллюзий: в XVII веке район Чистых прудов окружали скотобойни. Во времена Ивана Грозного здесь казнили «за изменные дела» более сотни бояр. В 1919 году на Чистых пусть и недолго, но простоял памятник революционеру Бакунину. Его попросили убрать рабочие-анархисты – скульптуру сочли неудачной и уродливой.

В наши дни – это место тусовок неформалов и прогулок пенсионеров.

– Чистые пруды – абсолютно безобидное место для отдыха, – говорит историк, представитель диссидентского движения СССР Рой Медведев. – Никакого протестного ореола не имеет.

Почему оппозицию выгоняют с Чистых прудов? Выскажите своё мнение в нашем ОПРОСЕ.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика