1.000.000 белых великанов

В конце 90-х житель Казани Анатолий Крамин (на фото), бывший баскетбольный тренер и выпускник Британской школы бизнеса, решил развести миллион кроликов, чтобы накормить крольчатиной всю страну. «Погоня» за ушастым миллионом превратила его жизнь в детектив.

В конце 90-х житель Казани Анатолий Крамин (на фото), бывший баскетбольный тренер и выпускник Британской школы бизнеса, решил развести миллион кроликов, чтобы накормить крольчатиной всю страну. «Погоня» за ушастым миллионом превратила его жизнь в детектив.

Не отрасль, а партизанщина

Мечты 54-летнего Крамина о миллионе кроликов имеют экономическое обоснование. В Европе доля крольчатины на мясном рынке составляет 6–8 процентов, а в нашей стране ее днем с огнем не сыщешь. А если сыщешь, то не укупишь.

– Это значит, что перспективы у кролиководства огромные, – объясняет Крамин. Кролики ведь, как известно, не только ценный мех, но и два-три килограмма диетического мяса. Без шуток, мясо реально полезное – в нем много витаминов, фосфора, железа и белка, почти нет холестерина. Но для того, чтобы оно попало на стол россиянам, кролиководы, считает Крамин, должны объединиться:

– Сейчас, когда на всю Россию осталось несколько племенных кролиководческих хозяйств, это не отрасль, а сплошная партизанщина.

Краминское хозяйство – один из штабов «партизанского» кролиководческого движения – притаилось на окраине Казани среди коттеджей и особняков. Если бы не вывеска «Фермерское хозяйство. Выращивание кролика», никто бы и не догадался, что за высоким забором не альпийские горки с беседками, а ряды клеток. К Крамину за породистыми кроликами – белыми великанами, пятнистыми бабочками и французскими рексами – едут со всей России. И не только – в ноябре он отправил в Казахстан 120 самок белых великанов.

100 тысяч псу под хвост

У Крамина ферма не обычная, а учебная. Правда, учит он кролиководов не только, как кроликов разводить, но и как находить рынки сбыта, как вести бухгалтерию. Для простого деревенского жителя это все темный лес, а Крамин премудрости знает. В 90-е годы, оставив пост главного тренера баскетбольной команды «Университет» (нынешний УНИКС), он занялся бизнесом. Тогда в предприниматели и инженеры, и учителя, и профессора, и рабочие шли. Рискнул и Крамин, продав ради начального капитала квартиру. Стал торговать игрушками, куртками, продуктами, а заодно получал дистанционно экономическое образование в Британской школе бизнеса. Но грянул дефолт, и краминский бизнес оказался на грани банкротства. Тогда-то Анатолию и попалось на глаза объявление в местной газете о продаже кроликофермы и 30 крольчих. Крамин ее выкупил. Установил клетки на земельном участке возле своего склада, утром пришел – и заплакал. Овчарка, охранявшая участок, всех крольчих передушила.

– Открываю дверь и вижу: 18 кроличьих тушек свалены в кучу, а рядом сидит моя собака. Довольная, хвостом виляет – хочет, чтобы я похвалил ее за удачную охоту. В общем, 100 тысяч рублей ушли псу под хвост, – грустно шутит Анатолий.

Так что свой кроличий бизнес Крамин начинал с 12 уцелевших крольчих. Первую партию мяса – только не смейтесь, аж 10 тушек! – отвез к знакомой в магазин, чтобы посмотреть, будет ли товар пользоваться спросом. Мясо раскупили в три дня.

К 2005 году на ферме Крамина было уже 4500 кроликов. Каждый месяц он поставлял в казанские магазины до 2,5 тонн мяса. К нему ездили делегации из Минсельхоза и правительства РФ. Но Крамину было мало – он мечтал о полностью механизированной кролиководческой мегаферме с миллионом ушастых.

Обвинили в хищении миллионов

Такие полностью механизированные кроликозаводы, где 2 человека без труда ухаживают  за тысячами ушастых, есть в Венгрии и Франции.

По задумке Крамина, его мегаферма должна была стать еще и центром кролиководства Поволжья:

– В деревнях могли бы располагаться сотни мини-ферм, в которых крестьяне выращивали бы кроликов, а мы бы организовывали сбыт их продукции, обеспечивая их кормами и технологиями.

Эту инициативу поддержало руководство Татарстана, выделив 37 миллионов рублей. Крамин этих денег не увидел.

– Финансирование шло через Инвестиционно-венчурный фонд Татарстана (ИВФТ). – Анатолий рисует схему движения денежных потоков. – Но деньги поступали с 5–7-месячной задержкой, а мне не хватало терпения. Я брал под эти деньги кредиты в банках и строил. А здесь еще стройматериалы дорожали. В проектную документацию закладывалась одна цена, а в реальности получалась другая.

Но все равно в 2007 году в 70 километрах от Казани в деревне Улля вырос суперсовременный кроликозавод. Оставалось только «заселить» его. И тут представители ИВФТ обвинили кроликовода в хищении 14 миллионов рублей. Крамин говорит, его предупреждали, что будут попытки отжать его от бизнеса, но он не верил.

Следствие парализовало всю работу. Работники Крамина – зоотехники, ветеринары, даже швеи, шившие кроличьи шубы – один за другим вызывались к следователю. В апреле 2009 года Вахитовский районный суд Казани приговорил его к 4 годам лишения свободы. Анатолия этапировали в казанскую тюрьму. А через месяц Верховный суд Татарстана смягчил приговор, заменив реальный срок условным. За этот месяц все 4500 краминских кроликов пошли под нож. И после всего этого, по словам Крамина, руководители фонда, с подачи которых было возбуждено уголовное дело, предложили ему снова возглавить (!) кролиководческий проект, но уже в качестве наемного директора.

– Послал я их на три буквы, – говорит Крамин.

Кроликозавод, что он построил в деревне Улля, так и стоит пустой.

Сам Анатолий сейчас все начинает с нуля. Пока у него 400 ушастых, но цель прежняя – миллион.

 

Как заработать на кроликах

Расчеты при условии, что вы не частный предприниматель, а просто кроликовод-любитель, который торгует излишками продукции, выращиваемой для себя.

Поголовье

Размер кролиководческого хозяйства оценивается количеством самок. Уже 10 крольчих будут приносить доход. Стоимость одной крольчихи в племхозяйстве – 1,5–2,5 тысячи рублей, а деревенскую беспородную животину можно купить рублей за 500.

Итого: 10 крольчих и 1 самец обойдутся в 5500–27.500 рублей.

Содержание

Одна заводская клетка – кроликоферма, рассчитанная на содержание двух самок либо самки и молодняка – стоит 16 тысяч рублей. Для 10 крольчих и крола, а также их потомства нужно 10 кроликоферм.

Итого: 160.000 рублей. Затраты можно существенно сократить, соорудив клетки самостоятельно.

Питание

В год одной крольчихе требуется 40 килограммов комбикорма. 1 килограмм в среднем стоит 10 рублей. Значит, питание 10 крольчих и крола – 4400 рублей. Молодняк откармливается 4,5 месяца, съедая за это время 14 килограммов комбикорма. А так как от 10 крольчих получают до 300 крольчат, для откорма потребуется 4200 килограммов комбикорма.

Итого: 46.400 рублей.

Итак, общие затраты на поголовье, содержание и питание по максимуму составят 233.900 рублей.

Ферма из 10 крольчих начнет приносить чистую прибыль через два года. Килограмм крольчатины стоит около 200 рублей, 300 крольчат – это 600 килограммов мяса. Итого за год – 120.000 рублей. При этом 200 рублей – минимальная цена: на городских рынках кило крольчатины стоит и 300, и 400, и 500, а в Москве от 800 до 1500 рублей. Плюс шкурки, которые можно сдавать по цене от 40 до 100 рублей за  штуку. Так что главное – найти рынок сбыта. А когда выйдете на окупаемость, можно и как ЧП зарегистрироваться, чтобы налоги
платить.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика