12.09.2012

Как сохранить здоровье школьника?

Ребенок пошел в первый класс. Что нужно знать нам, родителям: есть ли какие-то основные рекомендации по защите здоровья школьников младших классов?

Ребенок пошел в первый класс. Что нужно знать нам, родителям: есть ли какие-то основные рекомендации по защите здоровья школьников младших классов?

Елена, Воронеж

Екатерина Успенская, педиатр, к.м.н., врач высшей категории, Москва:

– В последние годы врачи и гигиенисты делают неутешительные выводы: количество здоровых школьников с каждым годом сокращается. По различным данным до 90% детей к окончанию школы имеют хронические заболевания. Некоторые патологии развиваются уже во время учебы:

Миопия (близорукость)

Гастрит

Нарушения осанки

Далее следуют вегетососудистая дистония, неврозы, травмы на уроках физкультуры и на переменах… Кроме того, в течение первых лет учебы в школе ребенок неоднократно переносит самые разнообразные инфекционные заболевания, в том числе респираторные и кишечные.

Что нужно знать родителям о болезнях?

1. Близорукость. Среди заболеваний органов зрения лидирует близорукость, далее следуют дальнозоркость и астигматизм (дефект зрения, возникающий из-за патологии хрусталика или роговицы). Причины этого – высокие нагрузки на глаза в школе и при выполнении домашних заданий, компьютер, телевизор и различные электронные игрушки. Большую роль играет также наследственность, а ведь в наше время каждый третий взрослый близорук.

Если вы видите, что ребенок щурится, близко подносит книгу к лицу, жалуется на боль в глазах, надо обратиться к врачу, чтобы не ухудшить ситуацию.

Как избежать?

Регулярно делать вместе с ребенком гимнастику для глаз, тренирующую глазные мышцы (переводить взгляд с близкого предмета на дальний, попеременно вращать глазами по часовой и против часовой стрелки и др.);

Детский письменный стол должен быть оборудован хорошей лампой, а свет из окна должен падать всегда слева;

Между книгой (тетрадкой) и глазами ребенка должно быть расстояние не менее 40 сантиметров;

После школьных занятий глазам нужен перерыв не менее 1 часа. Поэтому садиться за уроки ребенок должен только после отдыха;

Если ребенок выполняет много школьных заданий на компьютере, то от компьютерных игр лучше отказаться, т.к. пребывание у монитора или телевизора не должно превышать 30 минут в день;

Специальных безрецептурных лекарств для улучшения зрения у детей нет, но есть разнообразные витаминные комплексы и пищевые добавки с содержанием черники («стрикс», «биофит черника» и т.д).

2. Гастрит.
Виновница гастрита – бактерия Helicobacter pylori. Она живет в желудке у 80% населения Земли, но проявляет себя, только если организм ослаблен. Ребенок, испытывающий серьезную учебную и эмоциональную нагрузку, но полностью отказывающийся от полноценного питания в школе или перекусывающий чипсами и булочками, входит в группу риска развития гастрита. Жалобы на газы, тошноту, отрыжку – прямое показание для визита к гастроэнтерологу.

Как избежать?

Соблюдать постоянное «расписание» приемов пищи, особенно если помимо школы ваш ребенок регулярно посещает кружки или другие дополнительные занятия;

Старайтесь кормить ребенка преимущественно домашней едой, а фастфуд и газировку оставьте для особых случаев. Не забывайте, что детский желудок еще очень плохо переносит жирные, копченые, жареные и острые блюда;

Если ребенок очень впечатлителен, постарайтесь снизить его психоэмоциональные нагрузки – на этом фоне и пищевые привычки нормализуются быстрее;

При первых проявлениях изжоги можно использовать антацидные и адсорбирующие средства («фосфалюгель», «смекта») – они на время предохраняют слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта от повреждающих воздействий, а затем сразу обратиться к врачу для полного обследования.

3. Плохая осанка.
Если в первых классах у 30–50% детей – здоровая спина, то к старшим классам – только у 2–3% подростков. Остальные страдают асимметрией, кифозами, сколиозами, лордозами, крыловидными лопатками и другими патологиями опорно-двигательного аппарата. Виной тому неправильная посадка за партой и за письменным столом дома, тяжелые портфели, еще хуже – сумки на одно плечо, низкая физическая активность и, как результат этого, слабый мышечный корсет спины. Важно также и то, что во многих школах мебель не соответствует антропометрическим данным детей.

Как избежать?

Следить, чтобы у ребенка при ходьбе спина была прямая, лопатки развернуты, живот втянут, голова гордо поднята;

Если ребенок сидит за столом, то его ноги, локти и спина обязательно должны иметь опору, а высота стола должна быть на 2–3 см выше уровня локтя опущенной руки ребенка в положении сидя;

Следите, чтобы ребенок не делал уроки, сидя в кресле или лежа на диване, – только за своим столом;

Спать школьнику лучше всего на специальном ортопедическом и анатомически правильном матрасе;

Опять-таки спорт и физкультура необходимы как воздух. Это залог правильной осанки!

4. Респираторные инфекции. Причины частых респираторных вирусных заболеваний понятны. Большое скопление детей в закрытом и нередко душном помещении с искусственной вентиляцией и редким проветриванием очень помогает обмену вирусами между детьми. А некоторые из них приходят в школу уже с насморком или кашлем… Слабый, часто болеющий ребенок или первоклассник, не посещавший детский сад, на 99,9% станет жертвой такого контакта. Выстоят только те школьники, которые имеют сильный иммунитет.

Как избежать?

Старайтесь, чтобы ребенок проводил на свежем воздухе хотя бы 1,5–2 часа в день, причем не только в теплое время года;

Научите ребенка регулярно мыть руки с мылом или пользоваться дезинфицирующими салфетками/спреями вне дома, а также не прикасаться к лицу грязными руками в течение дня;

Используйте меры специфической профилактики – вакцинацию против гриппа;

Если вы полагаете, что вакцина представляет собой слишком большую нагрузку на организм вашего ребенка, обязательно используйте неспецифическую профилактику: например прием по профилактической схеме препарата «оциллококцинум».

Особенно важно это делать в самом начале учебного года или в период эпидемий гриппа. Если вашему школьнику избежать ОРВИ не удалось, то можете использовать этот препарат в лечебных целях: чтобы ускорить выздоровление и снизить риск развития осложнений. Главное – не отправляйте ребенка на занятия, если у него появились первые симптомы ОРВИ или, наоборот, это заболевание вылечено не полностью: так вы сохраните здоровье собственного ребенка и многих других.

Общие рекомендации по профилактике

укрепление иммунитета
правильное питание
соблюдение режима
обязательная физическая активность

Зарядка для школьников

1. Чтобы снять напряжение с глаз, следует сесть на стул, закрыв глаза ладонями (не надавливая), правой и левой ладонями соответственно правый и левый глаз. После этого надо расслабиться и смотреть перед собой, мысленно представляя себе что-нибудь приятное. Выполнять каждый день по 10–15 минут.

2. Очень важны перерывы в процессе занятий (длительное чтение книги, работа за компьютером). Надо встать со стула и походить по комнате, совершая головой круговые движения 10 раз по часовой стрелке и столько же наоборот. Далее поочередно сначала правой, а потом левой рукой обхватить противоположное плечо, затем остановиться и, привстав на носочки, потянуться вверх. Это расслабит глазные мышцы, сняв напряжение с позвоночника и усилив кровообращение в области шеи и головы.

3. Быстро моргать 1–2 минуты, затем закрыть глаза и легко помассировать их кончиками указательных пальцев. Это тренирует глазные мышцы и улучшает кровообращение.

4. Научиться видеть хорошо и вдали, и вблизи можно так: вытянув перед собой руку, смотреть на указательный палец, затем перевести взгляд на предмет, находящийся на расстоянии более 3 метров от вас. Затем снова смотреть на палец. И так несколько раз с каждой рукой.

5. Наклеить на оконное стекло бумажный кружок диаметром около 5 мм, черного или красного цвета, посадить ребенка перед окном. На кружок смотреть 2 минуты, затем перевести взгляд на какой-либо предмет на улице и рассмотреть его до мельчайших деталей, насколько это возможно. Делать каждый день по 10 минут.

6. Стоя, вытянуть руку прямо перед собой и смотреть на кончик указательного пальца 5 секунд. Затем плавно приблизить палец к лицу, не отрывая взгляда, пока не будет двоиться в глазах. И таким же образом отвести руку обратно. Выполнять 6 раз.

Рубрика: Здоровье

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика