Советское образование против IT реалий

IT-технологии в образовании обсудили 11 марта в Общественной палате. Задели темы оцифровки души, мракобесия в свете нарушения классической связки «ученик-учитель», где последний выступает авторитетом.

 

11 марта Тина Канделаки собрала в Общественной Палате РФ серьезный состав экспертов для обсуждения темы «Новые технологии как фактор развития образования в России».  Тина начала дискуссию с рассуждения о том, как помогала дочери делать домашнее задание. Ребенку предстояло выучить длинное стихотворение. «И если раньше это было обосновано, потому что много информации нужно было держать в голове, то сейчас можно достать гаджет, войти в интернет и посмотреть все, что тебе необходимо», - задала настроение предстоящей дискуссии Тина.

И главным камнем преткновения в беседе стала как раз стала классика советского образования против IT реалий сегодняшнего дня.

Тина давала великолепные цифры. За последние 2 года количество потребляемой информации выросло на 450%, сейчас человек в день прочитывает 100 тысяч слов, а это увесистая книга, объем которой раньше касался непосильным. Тина логично говорила о наглядности и презентациях. О том, что современный ребенок с развитием IT технологий отвыкает от дидактического метода образования, когда нужно сидеть и слушать. На первый план выходит наглядность, когда текст заменяет картинку.

Ей очень грамотно парировал ей заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Тхостов, который напомнил о неприятной параллели — шизофреники в больницах не читают книг, но телевизор смотрят все. Он убежден, что в среде, где все легко и наглядно, не к чему стремиться, ребенок не выучится ничему. «Зачем постигать, если и так все хорошо», - заметил Александр Тхостов. Любые новации, по его словам, имеют патологии. Один из побочных эффектов - вооружившись компьютерами, люди уже разучились правильно писать. Одно то, что при написании темы заседания была допущена орфографическая ошибка, уже показатель. «Ездишь на машине, начинается ожирение, приходится идти в спортзал, чтобы убрать лишний вес», - напомнил о побочных эффектах Александр Тхостов.

В зале начались высказывания о мракобесии, особенно после подборки интервью с учениками, которые рассказывают, что учителя глупее их, и ребята вынуждены учить педагогов пользоваться компьютерами. Нарушается классическая связь "ученик-учитель", где педагог выступает авторитетом. «Души не отцифруешь», - говорили сторонники классического образования.

Проблема педагогов-авторитетов также стоит жестко. В Пединститутах нет конкурсов, никто не хочет идти на низкооплачиваемую работу. И в этом свете Тина указала на интересный факт он-лайн института, который создал человек, пытающийся объяснить своей сестре задачку по физике. Поскольку они жили они в разных городах «учитель-самоучка» выложил объяснение в интернет, которое в первый же день собрало огромное количество просмотров. «Неизвестно, какой будет эффект от такого образования. Это как общественный гинеколог, Тина, вы бы пошли к такому врачу?» - парировали противники инновационной системы.

И опять же, была затронута стандартная проблема разницы в оснащении школ столицы и регионов. При оптимистичных цифрах статистики и рапортах о проведении интернета во все учебные учреждения, ситуация на периферии плачевная, и для школы купить два компьютера — уже непомерная роскошь. «Нельзя допустить, чтобы были особые условия были у 5 тысяч вундеркиндов, имеющих доступ к высоким технологиям, а остальные оказались в резервации. Поэтому я подчеркиваю необходимость серьезной финансовой поддержки образования, в том числе и по закупке и поставке компьютеров, потому что национальный проект «Образование», как показала практика, в этом вопросе провалился», - заявил член общественной Палаты Максим Шевченко.

Подводя черту обсуждению, Тина Канделаки отметила необходимость вынесения дискуссии на более высокие уровни. «Очевидно, что те процессы, которые сейчас происходят в нашем обществе, стихийны. И вне зависимости от нашего к ним отношения они будут развиваться. В наших силах повлиять на них и помочь новым поколениям сориентироваться в информационных потоках. И делать это нужно уже в школе. В том случае, если общество и государство найдут общий язык, мы сумеем сообща решить эту проблему», – заключила член Общественной палаты.

 

Рубрика: Образование

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика