Валентина Калашникова: Все первоклашки хотят быть, как я

Валентина Николаевна Калашникова – учитель начальных классов московской школы №840 – дает первые уроки родителям, чьи дети пойдут в первый класс 1 сентября.

Валентина Николаевна Калашникова – учитель начальных классов московской школы №840 – дает первые уроки родителям, чьи дети пойдут в первый класс  1 сентября.

Урок 1.
В школе будет интересно


– Я работаю преподавателем начальной школы 34 года, но соблазна перейти в старшие классы у меня не было никогда: кто «отравлен» начальной школой, тому остальное неинтересно. Я выбрала эту работу с первого класса, когда увидела нашу учительницу начальных классов Анну Афанасьевну. Она была строга, никогда не сюсюкала, но ничего увлекательней разговоров с ней быть не могло.

Преподавателя начальной школы просто отличить от обычного учителя: нам нужны немедленные результаты. В средней и особенно старшей школе мы их, как правило, не видим. А у нас в руках – самый гибкий материал. Мы влияем на них реально: стоит мне сделать прическу каре, как все девчонки требуют себе такую же. Мальчишки разговаривают моими словами и пытаются подражать почерку. Это, кстати, причина, по которой учитель начальных классов не может позволить себе выглядеть кое-как. Он всегда подтянут, свеж и весел – по крайней мере в идеале. Он является в школу с улыбкой хитрости и предвкушения: сейчас тут будет интересно! Иначе, появляясь кислым, он рискует на всю жизнь заложить в ребенка матрицу тоски: опять в школу (позже – на работу)! Опять вставать! Опять что-то делать! Мы такого фундамента закладывать не должны.

Урок 2.
Пусть бесятся на переменах и читают книги


– Сама я заканчивала школу во времена, когда существовала система «1–4»: четыре начальных класса. Потом перешли на 1–3, сейчас вернули 1–4, и это правильно. Скажу больше: с шести лет в школу – тоже рановато. В этом возрасте каждый год – рубежный. В шесть у ребенка еще плохо с усидчивостью, концентрацией, он физически не выдерживает урока. Хотя наши уроки в начальной школе – 35 минут, и в середине каждого мы делаем физкультминутку. Классическую «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» или еще что-то в том же духе. Перемены у нас всегда большие, по 20 минут. Раньше дети на них бегали, и это было превосходно. Теперь они на переменах играют в компьютерные игрушки, и это неправильно. Чтобы нормально высидеть четыре урока в первом классе и пять во втором, ребенок должен в перерывах бегать, визжать и вообще создавать хаос. А электронная игрушка ему этой разрядки не дает, и не покупайте вы ему ее, честное слово!

Я согласна, что нынешний ребенок большую часть информации о мире получает из кино, телевизора и Интернета, что книгу потеснила электроника, но ребенок должен читать. Поэтому всех, кто отправляет ребенка в первый класс, призываю: подкладывайте ему книги, разрешайте читать за обедом.

Урок 3.
Замечайте успехи и громко хвалите


– Сегодняшний ребенок гораздо более запущен, чем было лет двадцать назад, и это естественно. Родители его не видят, по сути, потому что заняты выживанием. Наша школа – в Царицыно, в спальном районе. Я здесь всего два года, до этого работала в Бирюлево, там та же картина. Людям не до детей. Раньше мы получали почти стопроцентно грамотных первоклассников. Нынче есть и такие, кто к семи годам не умеет читать. И количество детей, которым трудней дается программа, опять же выросло. Но я никого не прошу перевести из класса: куда их? В соседнюю школу?

Есть только один способ безошибочно стимулировать ребенка учиться: заметив крошечный сдвиг или даже просто старание, громко и публично поощрить. Я готова, если надо, завышать оценку тому, кто не справляется, но старается. С другой стороны,  все мы люди, и если я вам скажу, что никогда не повышаю голоса на детей, вы мне не поверите. А его и надо повышать, при этом, конечно, не впадая в неконтролируемую злость.

Ребенок должен знать границы «можно» и «нельзя». Я против избыточной ласки, иначе школа никого не сможет социализировать. 
Сегодняшний ребенок, в отличие от советского, смотрит на учителя не как на существо высшего порядка, а зачастую как на равного (правда, и в этом есть свои плюсы: современный ребенок самостоятельней, находчивей и упрямей). Но все же надо ему иногда напоминать, кто здесь главный. И это – одна из причин, по которой я, поработав в частной школе, все-таки вернулась в государственную: в частной родитель заплатил за обучение и чувствует себя вправе требовать четверку или пятерку, а я торговаться не люблю и наемным работником себя не чувствую. Если учитель не кажется ребенку особенным человеком, вряд ли он толком запомнит, чему его учат.

Урок 4.
 Форма воспитывает дисциплину


– Если бы от меня зависела реформа начальной школы, я бы, пожалуй, ничего принципиально менять не стала, а вот количество наглядных пособий, телевизоров, фильмов и экскурсий увеличила бы как минимум вдвое. Я категорически против того, чтобы превращать урок в цирк, но некоторый элемент волшебства необходим.

Меня устраивают нынешние буквари, но у меня претензии к задачникам. Самое трудное для младшего школьника – это именно задача. Надо научиться включать логику. Поэтому, при всем уважении к Григорию Остеру, я против его веселых задач – дети отвлекаются на шутки и хуже усваивают решение. А вот учебников с парадоксальными, неожиданными задачами, где действительно надо включить сообразительность, у нас очень мало. Для ребенка нет большего счастья, чем самостоятельно нащупать красивое решение.

И форму я бы не отменяла. Ребенок в семь лет чаще всего не может сам выбрать правильную одежду. Не понимает, например: слишком богатый костюм обидно видеть бедному соседу по парте. Форма тоже воспитывает дисциплину, не боритесь с ней, в одинаковой форме уникальное содержание ваших чад выступит только ярче.

Урок 5.
Здравствуй, новая жизнь!


– Дорогие дети и их родители, в вашей жизни наступает чудесный праздник – вы встречаетесь со школой. Родители, теперь за ребенка отвечаете не только вы. Дети, теперь вам есть чем заняться, у вас появился шанс доказать всем, что вы самостоятельные, умные и самые лучшие. Школа – это жизнь, вы впали в нее, как река впадает в океан, вас ждут чудеса и приключения, и по этому океану вас поведу я, учитель. Может ли быть на свете лучшее занятие и лучший день? Садимся все за парты, раскрываем тетради, берем ручки – и… здравствуй, новая жизнь!

Рубрика: Образование

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика