Как дожить до 120 лет: интервью чудо-женщины Дмитрию Быкову

Женщина-долгожитель с невероятной судьбой рассказала Дмитрию Быкову, как жить и что есть, чтобы прожить долго

Фото: Куриный бульон, которым принято поить больных, опасен для печени, говорит Аза Михайловна // Shutterstock

Женщина-долгожитель с невероятной судьбой рассказала Дмитрию Быкову, как жить и что есть, чтобы прожить долго.

Аза Михайловна Михайлова – тогда ее фамилия была Гонсалес и было ей четыре года – приехала в Ленинград вместе с другими детьми из горящей Испании в 1938 году. Вот и высчитайте, сколько ей сейчас.

Закаленный инфекционист

Потом повторите расчет и попросите у нее паспорт. Представить, что ей за восемьдесят, невозможно в принципе: ну ладно, волосы она, положим, красит. Но эта абсолютная память, и активная до сих пор медицинская практика, и легкость движений при всей величавости – это не старость и даже не пенсионный возраст: может, это черноморский климат так на нее действует? Она ведь закончила знаменитый Одесский медицинский, прожила тут всю жизнь, проработала инфекционистом полвека, побеждала вспышку холеры эль-тор в 1970 году и дифтерию в шестидесятых.

– Дифтерию тогда никто не мог распознать – вспышек давно не было, ее принимали за сильную ангину и лечили антибиотиками, которые ее не берут. А надо было срочно колоть сыворотку, потому что на третий день лечить уже практически бесполезно. Все главные мероприятия надо провести в первые два дня. Есть точный симптом – приторный запах изо рта больного. Нас этому учили, потому что в медицинском преподавали доктора старой школы, ученики самого Спасокукоцкого. А молодежь ничего не знала, и нескольких больных просто упустили...

Азе Михайловне не слишком нравится то, что происходит на Украине сегодня, потому что прививка от национализма сделана ее поколению очень давно.

[:wsame:]

– Кстати, вы ведь слышали, что многие оправдывают Франко?

– Его и тогда оправдывали, говорили, что коммунисты еще хуже. Но Франко был настоящим фашистом, и то, что он смягчился впоследствии, никого не должно обманывать. Мои родители были республиканцами и погибли. А в Ленинграде меня усыновил военный летчик Михаил Михайлов, которого я всю жизнь называла отцом. Он был в той группе, которая в августе сорок первого бомбила Берлин.

Ешьте 5 раз в день, но понемногу

О том, как удается Азе Михайловой сохранять силы, память и боевой нрав, она рассказывает сама, без кокетства и таинственности:

– Я последовательница Ильи Мечникова, нобелевского лауреата, основателя геронтологии. Мечников считал, что естественный предел жизни – 150 лет, его прямой наследник Богомолец – 120. Известно, что именно ради стареющего Сталина был создан знаменитый Институт геронтологии в Киеве. Сыворотку Богомольца пропагандировали как панацею от всех болезней, а потом Богомолец внезапно умер от плеврита, и Сталин счел, что профессор его «обманул»: сыворотку забыли, а работы были свернуты. Между тем эта сыворотка прекрасно справляется со многими болезнями (есть даже исследования о ее использовании против СПИДа), а Богомолец с юности страдал туберкулезом, и его сравнительно ранняя смерть – 65 лет – не может быть аргументом. Уверяю вас, при правильном образе жизни 120 лет – абсолютно достижимый возраст. А определяется все диетой.

[:wsame:]

Сегодня вокруг диеты множество псевдонаучных спекуляций. Людям рекомендуют стремительно худеть, что на самом деле куда вредней умеренной полноты. Человек должен существовать в том весе, который для него комфортен. Назначаются экзотические продукты, подбирают диету по группе крови... Между тем можно без всяких сложностей гарантировать себе здоровье: во-первых, принимать пищу пять раз в день, понемногу, запретив себе любую еду после шести вечера – кроме, например, нежирного кефира. Стакан кефира или простокваши отлично утоляет голод. Далее: откажитесь от курицы.

– Но куриное мясо всегда рекомендуют даже больным!

– Куриный жир очень вреден для печени и особенно для поджелудочной. Замените курицу крольчатиной. Кроличье мясо самое полезное из всех.

– Жалко кролика-то...

– Всех жалко, и отказаться от мяса после пятидесяти – вполне нормальная практика: Толстой, между прочим, интуитивно так и сделал. Вообще диету лучше всего практиковать лет с 23–24: я заметила, что до этого возраста человек вообще не умеет заботиться о здоровье. Не поздно начать и в сорок, но это уже не то, конечно... А если вам почему-то жалко кролика, но не жалко теленка – можно ограничиться телятиной, лучше отварной. Хорошо съедать в день десяток грецких орехов: нет грецких – сгодится миндаль. Но что помогает надежней всего – так это яблоки и творог. Яблоки, как метлой, выметают из организма весь мусор, и есть их можно в любом количестве, в особенности кислые сорта вроде антоновки, а творог содержит необходимый сердцу калий. Есть творог можно с чем угодно: с зеленью, с молоком, с вареньем, даже с кетчупом, как советовал Никсон! От яиц советую отказаться, но если это вам совсем не под силу – тогда уж перепелиные: гораздо меньше вреда.

[:image:]

Избегайте всяких колбас

– А ветчина? Это совсем гибель?

– В сорок четвертом мы жили в Москве – я с отцом всю страну объездила, – и помню, как зашла в Елисеевский. Там были продукты по коммерческим ценам, не по карточкам. И хорошо помню, как вошел только что вернувшийся Вертинский: фантастически элегантный, очень высокий, в белом шарфе. Он изумленно и как-то беспомощно спрашивал продавца: неужели нет вестфальской ветчины? С тех пор я страстно мечтала попробовать эту ветчину – это мне удалось только в семидесятые, и я была жутко разочарована. Между тем вестфальская ветчина – едва ли не единственный сорт, который сравнительно мало вредит здоровью: она сухая, не слишком жирная, за откормом животных тщательно следят, и если уж вам совсем необходима ветчина – ну привыкли вы к ней, как Вертинский, – берите вестфальскую. Избегайте только всякого рода колбас. Впрочем, советскую докторскую – или скорей любительскую – я бы даже рекомендовала в небольших количествах, но как она делается сейчас и каков там процент собственно мяса – судить не берусь.

[:wsame:]

– А сыры?

– Лучше всего – хорошая одесская брынза, прекрасна и сербская. Козий сыр полезней овечьего, и он вполне доступен. Что до сыров с примесью пальмового масла – это издевательство над самой идеей сыра. Лучше твердые сорта.

И конечно, суп. Гаспаччо хорош во всякое время, но летом просто незаменим.

[:image:]

– У вас он какой-то специальный – я такого никогда не пробовал.

– Я вывезла рецепт из Испании, когда съездила туда к родственникам. То, что у нас предлагают под видом гаспаччо – чаще всего томатный сок, вдобавок неумеренно посоленный. Рецепт настоящего гаспаччо прост, и я поделюсь им с вами, Дима.

– Я потом запишу. Вас обязательно спросят про вино.

– Самое полезное, выводящее из организма максимум вредных веществ, – саперави: как эпидемиолог могу рекомендовать его только в умеренных дозах, перед обедом. Но что вредней любого вина и даже водки – так это курение. С ним надо разобраться сразу и бесповоротно: уверяю вас, радость от торжества вашей воли окажется сильней любых никотиновых удовольствий.

– Как быть со спортом?

– Лучший спорт – это любимая работа в больших количествах. Организм сам отлично себя регулирует, когда голова занята делом.

/Гаспаччо

Два килограмма сладких мягких астраханских помидоров пропустить через мясорубку. 5 почищенных свежих огурцов потереть на терке. Испечь в духовке два болгарских перца и два баклажана, кожу снять, тоже в мясорубку. Потереть на терке одну луковицу. Измельчить в давилке 5 зубцов чеснока. Полстакана итальянского оливкового масла, сок одного лимона, чайная ложка черного перца, столовая – без горки! – ложка соли. Получается большая – на всю семью – кастрюля супа, вкусней и полезней которого я ничего не знаю.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика