Дмитрий Быков: Нобель Патрика Модиано как важный тренд премии

Известный поэт, писатель и педагог, креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков откликнулся на вручение Нобелевской премии-2014 по литературе французскому писателю и сценаристу Патрику Модиано

Фото:

Известный поэт, писатель и педагог, креативный редактор «Собеседника» Дмитрий Быков откликнулся на вручение Нобелевской премии-2014 по литературе французскому писателю и сценаристу Патрику Модиано «за искусство памяти, благодаря которому он выявил самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл жизненный мир человека времен [гитлеровской] оккупации [Франции]»:

— Получивший нобелевскую премию по литературе 9 октября Патрик Модиано, которому 31 июля будущего года исполнится 70, не был в фаворитах нынешнего Нобеля. Между тем у него уже есть главная литературная премия Франции — Гонкуровская (он заработал ее всего в 33 года), и вообще он ходит во французских классиках, а в России переведен десяток его небольших романов.

Главная тема нобелевского лауреата-2014 Патрика Модиано — попытка реконструировать прошлое: этим занимается Тереза из «Маленького чуда» (она ничего не знает о своей матери, знает только о таинственном предсказании цыганки, которое странным образом определило всё ее будущее; финал переворачивает всю конструкцию с ног на голову). Этим же озабочен Ги Ролан из «Улицы темных лавок», он страдает амнезией и в поисках собственного прошлого сталкивается, кстати, с целой толпой русских эмигрантов первой волны, описанных у Модиано с глубокой симпатией.

Почти все герои Патрика Модиано имеют дело с психологической травмой Второй мировой, с французским коллаборационизмом, с чувством стыда и вины. Он немного похож, кажется, на хорошо известного у нас Ромена Гари, но герои его далеко не отличаются той брутальностью.

Что до личной жизни Патрика Модиано, он давно и прочно женат, воспитал двух дочек, во Франции известен не только как прозаик, но и как сценарист. Не забудем, что именно он написал для Луи Маля (а потом превратил его в роман) сценарий скандального фильма «Лакомб Люсьен», за который Малю и Модиано прилетело со всех сторон, и за «оправдание фашизма», и за клевету на Сопротивление. История простого деревенского парня, которого не взяли в партизаны и радушно приняли в гестапо, куда он сдал знакомого еврея, а потом влюбился в его дочь с символичным именем Франс, — никого не оправдывала, конечно, а всего лишь говорила о том, как мало отвечает простой человек за свой выбор во время великих катаклизмов и как дорого за него платит (в финале зритель узнает, что Люсьен расстрелян). Он же сочинил для Патриса Леконта «Аромат Ивонны», которому тоже прилетело, но уже по делу, — за путаность и затянутость.

В России Патрик Модиано вызывает полярные реакции — одни называют его тончайшим психологом, другие упрекают за вязкость, нудность и копание в мелочах. Как бы то ни было, очередной Нобель обозначил важный тренд. Премию теперь дают за борьбу с зонами умолчания: Элис Мунро рассказывала об ужасе старости, деменции, распаде своего «Я» — Модиано рассказывает о позоре оккупации, о травме коллаборационизма, обо всем, что так мучительно вспоминать.

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика