Дмитрий Быков: Кто выиграл от похищения российских журналистов на Украине

Украине бы сейчас в самый раз превзойти противника по нравственным качествам, – но она вместо этого, словно нарочно пытаясь подтвердить путинскую правоту, хватает журналистов

Фото:

Украине бы сейчас в самый раз превзойти противника по нравственным качествам, – но она вместо этого, словно нарочно пытаясь подтвердить путинскую правоту, хватает журналистов... Трудно больше уронить себя в глазах мирового общественного мнения.

О российском официальном мнении – речь отдельная, потому что к журналистам тут относятся сложно. Когда схватили корреспондентов холдинга LifeNews, за них вступился лично министр Лавров, а когда пропал Павел Каныгин, которого «Новая газета» спасла без всякой помощи верховного чиновничества, – я что-то не слышал грозных заявлений и ультимативных требований. 

В России не сказать чтобы сильно любили журналистов, и они дают некоторое основание для такого скепсиса, потому что не столько информируют, сколько пропагандируют; достаточно сравнить ведущих сотрудников НТВ пятнадцатилетней давности и нынешние их статусы (статусы поменялись, а методы, увы, остались).

[:image:] 

Еще интересней, что журналистские похищения позволяют ястребам выступать в функции миротворцев: на этот раз вызволителем выступил Дмитрий Рогозин.

Правда, это скорей не миротворческая, а скорей мифотворческая функция: факт тот, что похищения журналистов дают одиозным российским политикам прекрасный шанс триумфально напомнить о себе.

Отечественный обыватель тоже сразу забывает о своей вечной неприязни к прессе и, бурно возлюбив похищенных журналистов, требует отмщения. Но в любом случае Рогозин и Кадыров, освобождающие прессу, лучше, чем они же, наводящие в ней порядок.

[:image:] 

Любому ясно, что во время боевых действий каждый представитель противника подозрителен, а российская журналистика изрядно потрудилась, чтобы испортить мнение о себе; но воевать с журналистами слишком просто и соблазнительно.

Это отличный шанс уравняться с путинской властью, которая всю прессу делит на ручную и обреченную. То, что корреспондентов «Звезды» Андрея Сушенкова и Антона Малышева нашли так быстро и отпустили столь оперативно, говорит о некоторых сдвигах – пока еще не в отношениях России с Украиной, конечно, но в миропонимании украинских властей.

Если Петр Порошенко за сутки отреагировал на ситуацию – это доказывает по крайней мере, что он понимает все издержки войны с прессой.

[:image:] 

Есть простейшее правило, срабатывающее всегда: чтобы победить, надо быть не хуже, а лучше противника. Умнее, терпеливее, человечнее. Это не путь к поражению, как всегда думают ястребы, и не проявление постыдной слабости: это единственный способ предложить миру что-то лучшее и новое.

Фашизм нельзя победить озверением, национализм – готтентотской моралью, а сепаратизм – оголтелой централизацией. Уподобляться противнику – значит двигаться в тупик. 

Единственный способ для Украины справиться с ситуацией в Донецке – это быть лучше, привлекательней предводителей Донецкой народной республики. Что-то подсказывает мне, что это не так уж трудно.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика