Дмитрий Быков: Рейтинг Владимира Путина и абсолютное зло

Историческая ответственность нам невыносима, и мы от души радуемся, когда власть компрометирует себя: она как бы принимает на себя наши грехи

Фото:

Рейтинг Аркадия Мамонтова, Дмитрия Киселева, Владимира Соловьева растет одновременно с рейтингом Владимира Путина – таковы свидетельства старого доброго Гэллапа. И в этом, право, нет ничего удивительного. Я сам люблю их смотреть. Правда, у меня нет телевизора, но есть интернет, а там они вполне доступны.

Правда, делать из этого выводы о том, что Киселеву, Мамонтову, Соловьеву и Путину вот так прямо и верит вся Россия, было бы неверно. Эстетическое наслаждение не имеет ничего общего с верой или неверием. Прекрасен по-своему может быть и заспиртованный тарантул – прекрасное ведь связано с идеей стилистической цельности, абсолютной последовательности. Хармс называл это «чистотой порядка».

[:image:]

Мамонтов, Киселев, Соловьев и, допустим, программа «Вести 24», не говоря уж о «Журналистском расследовании» на НТВ, – это абсолютная последовательность и цельность, зло без единого проблеска добра, в соответствующем эстетическом оформлении. И смотреть на это всегда интересно – так же, как читать журнал «Корея», издающийся в КНДР, или наблюдать бесчинства хунвейбинов во время китайской культурной революции.

Есть своеобразное наслаждение и в чтении сетевых комментариев типа «Проклятая либерастня во главе с иудой ельцыным разорила в девяностые Россию а теперь Путин собирает ее и простому народу даром не нужен весь этот ваш доллар и мировой жандарм а с Крымом англосаксонская закулиса села в Лужу!» Прекрасна откровенность, замечательно стилистическое единство, а в просмотре информационной программы на федеральном канале есть то же наслаждение, какое, согласно Андрею Кнышеву, возникает при выдавливании прыща. Никто не скажет, что прыщ красив, но он прекрасен.

[:image:]

Рейтинг российской массовой культуры – скажем, прозы Дарьи Донцовой или ряда юмористических телепрограмм – растет по той же причине: людям нравится считать себя умными по контрасту с авторами этих текстов либо исполнителями этих скетчей. Я полагаю, что Донцова, Мамонтов и Киселев – лучшие стилисты нашего времени, потому что их стиль абсолютно целостен, выдержан до мелочей, в их текстах нет ничего человеческого, а такая последовательность дорогого стоит.

Их читают и смотрят именно потому, что падение всегда интересно; перед нами порнография духа, его демонстративное раздевание. Любой парад уродств на любой ярмарке – будь то женщина с бородой или человек-слон – тоже пользуется стабильным успехом, и вовсе не потому, что кто-то способен возжелать женщину с бородой. Отвратительное, если оно цельно, прекрасней смазливого, если оно половинчато. И при выборе между Киселевым или Познером я буду, естественно, смотреть Киселева. Мне ведь не информация нужна, а экстаз.

[:image:]

Что до рейтинга Путина, он растет по иной причине. Народ России очень любит всецело поддержать действия власти, чтобы потом все на нее свалить. Историческая ответственность нам невыносима, и мы от души радуемся, когда власть компрометирует себя: она как бы принимает на себя наши грехи. Чем выше был рейтинг вождя, тем интенсивней будет его оплевание в следующую эпоху; и в этом оплевании будет не меньше рабства, чем в предыдущем единогласии.

Впрочем, с телепропагандой происходит нечто подобное: эти люди берут на себя страшную роль – быть плохими за нас. Именно за это им и платят. За это да еще за то, что несколько лет спустя виноваты во всем будут нарицательные киселев, соловьев и мамонтов. А мы ни при чем. Нам врали.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика