Дмитрий Быков: Песков, Блок и оскорбления

Дмитрий Песков сто лет спустя повторил инвективы величайшего поэта ХХ века. Плевать, что Блок писал это как раз о правящем классе! Но сегодня у России – точней, у президентского пресс-секретаря – все представления перевернулись: сытые – это как раз те, кто хочет перемен. Им мало фитнеса, они хотят похудеть радикальнее.

Дмитрий Песков выступил 10 декабря перед доверенными лицами Владимира Путина и пояснил, что протесты годичной давности случились из-за избытка сытых. Страна слишком быстро разбогатела, а политическая система за ней не успела.

Сытым ведь всегда хочется порулить, а политическая система им не дала. И вот они недовольны, но это недовольство пустяшное: политическая система исправится. Или (вариант не упомянутый, но возможный) сытые проголодаются, поскольку кризиса никто не отменял. И тогда все опять придет в гармонию.

Можно было, конечно, употребить другие слова – «средний класс», о котором вся страна так мечтала и о малочисленности которого много говорили даже во власти. Или там «рассерженные горожане», поскольку Россия давно перестала быть сельской страной и называться горожанином вроде уже не так позорно, как во времена расцвета деревенской прозы. Или, наконец, «образованные россияне» – поскольку львиную долю участников протеста составляли люди с законченным или незаконченным высшим образованием. Но власть сделала ставку на социальную рознь – именно с этой целью пролетарии вроде Холманских (чье пролетарство довольно сомнительно при ближайшем рассмотрении) противопоставлялись городским заевшимся бездельникам. Кто протестует – тот сытый.

Дмитрий Песков сто лет спустя (точней, 107, но ведь блоковские стихи тоже написаны в разгар несостоявшейся революции 1905 года) повторил инвективы величайшего поэта ХХ века: «Они давно меня томили: в разгаре девственной мечты они скучали, и не жили, и мяли белые цветы (читай: надевали белые ленты. – Д. Б.) ...К чему-то вносят, ставят свечи, на лицах – желтые круги, шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги. Так – негодует всё, что сыто. Тоскует сытость важных чрев: ведь опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев!»

Плевать, что Блок писал это как раз о правящем классе! Но сегодня у России – точней, у президентского пресс-секретаря – все представления перевернулись: сытые – это как раз те, кто хочет перемен. Им мало фитнеса, они хотят похудеть радикальнее.

Вообще, это не новый тренд – выдать политический протест за бунт зажравшихся, посеяв в стане протестующих социальную зависть. Но в том-то и дело, что нынешние российские протесты (отнюдь не сдувшиеся, как хотелось бы власти, а лишь перешедшие в иное качество) имеют вовсе не классовую природу.

Марксизм давно перестал быть единственным учением на все случаи жизни. На площадь выходили, выходят и будут выходить люди, чья совесть оскорблена, чьи права попраны, люди, которые устали от жизни без будущего; люди, которым надоел страх, выдаваемый за любовь к Отечеству, и тупость, преподносимая под видом государственничества. Эти люди отчетливо видят репрессивный, ксенофобский и тотально фальшивый тон всего, что сейчас делается в России.

Это объединяет всех, кто еще не отвык смотреть по сторонам и думать. По Пескову, видимо, настоящие, лояльные, счастливые граждане России – это голодные и бесправные люмпены, безразличные к собственной судьбе. Мне такое мнение о народе моей страны кажется оскорбительным.

Что до судьбы прогнившего хлева – Блок предсказал ее весьма точно, и добавить к этому нечего.

Читайте также другие публикации Дмитрия Быкова

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика