Дмитрий Быков: Региональные выборы - эпоха реакции и прогресс глупости
Региональные выборы ничего нового не показали: рекордно низкая явка, всеобщее и полное неверие в какие-либо результаты какой-либо агитации, наглость власти в регионах, где что-то реальное могло измениться, и благодушие сытой кошки, где на изменения рассчитывать не приходится...
Эпоха реакции не предполагает активных действий, поскольку они бессмысленны. То есть делать что-то надо – для самосохранения, для того, чтоб не сгнить до более благоприятных времен, для того, наконец, чтобы встретить эти времена с опытом и программой. Но сама эпоха реакции, как отлично помнят все, хоть сколько-то знакомые с литературой и общественной жизнью 1907–1912 гг., всегда сопровождается депрессией, низкой общественной активностью и грандиозным раздраем в среде оппозиции.
Все кричат друг на друга: вы проиграли! нет, вы проиграли! – а посреди всего этого горстка интеллигенции под слоганом «Мы говорили».
Региональные выборы ничего нового не показали: рекордно низкая явка, всеобщее и полное неверие в какие-либо результаты какой-либо агитации, наглость власти в регионах, где что-то реальное могло измениться, и благодушие сытой кошки, где на изменения рассчитывать не приходится; инерционность во всем – в голосованиях за ЕР и в лозунгах оппозиции.
Реакция – такое время, которое вообще надо просто пережить, не теряя лица, как переживаем мы зиму, воздерживаясь в эти три месяца от сбора грибов и высаживания корнеплодов.
Власть не в состоянии предложить ничего нового и занимается только тем, что прессует оппозицию – других тем, забот и просто мыслей у нее нет уже давно. Вспомните, когда мы всерьез обсуждали хоть какие-то ее инициативы. Глупость прогрессирует – вон Дмитрий Медведев уже говорит о том, что «Единая Россия» реабилитировала себя за декабрьские выборы, совершенно упуская из виду, что единственным залогом хоть какой-то победы является двадцатипроцентная явка, а то и ниже.
Все это очень скучно, и особенно скучно то, что оппозиция традиционно ссорится: Милов утверждает, что Немцов и прочие (теперь он, подобно Суркову, называет их нытиками) напрасно отвлекают внимание масс на выборы в координационный совет, а Немцов и другие утверждают, что нельзя играть с шулерами, и потому Милов и Рыжков в свою очередь отвлекают массы от реальных задач.
Да никто никого не отвлекает! Это все равно как если бы проктолог и офтальмолог принялись бы спорить, кто необходимей. Без офтальмолога не исправишь зрение, но задница в организме тоже зачем-нибудь нужна, а есть еще пульмонолог, отоларинголог, сексолог, страшно сказать… Одни должны играть с властью на легальном поле, коли таков их темперамент; другие, подобно Лимонову, должны будоражить власть, выходя на неразрешенные акции, а третьи, подобно Навальному и его единомышленникам, пусть выстраивают альтернативную систему выборов, и все на месте, и никто не лишний.
Настоящее-то разделение только одно: либо вы изо всех сил доказываете, что трупное состояние оптимально для любого организма, поскольку гарантирует от болезней, либо с помощью проб и ошибок, с неизбежными провалами и столь же неизбежными победами лечите этот организм разными методами и с разных сторон. Все кругом, конечно, хохочут и тычут пальцами, потому что больше ими тыкать не во что, но других вариантов нет. Тем более что реакция – это не слишком долго.
Внешние потрясения прочего, еще живого мира неизбежно вытолкнут Россию на простор исторического действия – и наше дело постараться, чтобы к новому семнадцатому году новый Ленин не оказался единственным, кто готов взять власть.
Читайте также другие публикации Дмитрия Быкова