Дмитрий Быков: Закон Ирины Яровой - полицейская дубинка о двух концах

Давно пора использовать российские законы против тех, кто их громче всего лоббирует

Фото: Александр Макаров / Russian Look

Ирина Яровая вносит в Госдуму проект закона об уголовном наказании за реабилитацию нацизма. Ребята, это отлично! Всякая дубинка, хотя бы и полицейская, – о двух концах. Давно пора использовать российские законы против тех, кто их громче всего лоббирует.

Да, конечно, пересмотр законодательства в сторону его ужесточения, особенно если предлагается усиливать ответственность за слова, мнения, гипотезы, всегда зло для общественной атмосферы; да, прав историк и большой мой друг Борис Соколов – законопроект Яровой существенно затруднит исследования и дискуссии о Второй мировой и на три года в тюрьму могут теперь запихать даже за предположение, что Сталин сам собирался напасть на Гитлера. Да, теперь разговоры об ошибках Сталина или зверствах Жукова, не говоря уж о преступлениях Смерша, придется вести эзоповым языком либо вообще перенести их в кухни (ничего, советская историография так уже делала – и со временем все эти кухонные разговоры превратились в монографии; конечно, история никого не учит – но по крайней мере позволяет легче переносить новые глупости). Но есть у всего этого и спасительная изнанка – ведь под закон о реабилитации нацизма подпадают и российские нацисты, которых хватает, и не в меру ретивые защитники нынешней власти, которых полно!

Реабилитация нацизма – это тезисы вроде «жаль, что дедушки нынешних либералов не пошли на абажуры»: тут уж извинениями не отделаешься. Это любое шествие под выкрики «Зиг!», с плакатиками «88», что означает HH – Heil Hitler. Это высказанные в Интернете одобрения фюреру – жаль, мол, что не всех жидов пожег. Это любая апология белых и эскапады в адрес черных. Это евразийская ересь о том, что русские – наследники и потомки верховной расы, которую одни называют ариями, другие атлантами, а третьи таких умных слов не знают и просто хотят сокрушать ларьки. Реабилитация нацизма – это любые погромщики, сетевые или реальные; любые защитники расового бреда; поклонники таких нацистских методов, как сжигание книг или факельные шествия. Нацизм – это сложный комплекс эклектичных, архаичных, антинаучных теорий, тоталитарных методов, эстетических ограничений; нацизм – это разгром неугодных выставок и провокативные акции против авангардистов; любые попытки гордиться своей национальной принадлежностью и критиковать чужую – и в этом смысле закон Ирины Яровой бесценен, и спасибо ей большое.

Наиболее адекватным ответом на него будет поток исков со стороны историков, филологов и просто порядочных людей, обнаруживших в современной российской пропаганде отдельные признаки тоталитарных и националистических взглядов. Крепко же будут благодарны Ирине Яровой ее коллеги, единодумцы и соучастники.

Читайте также:

Стальной нацизм молодёжных движений

Медведев раскритиковал нацистов

и другие публикации Дмитрия Быкова

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика