Во что надежно вложить деньги?

Сегодня, когда цены на нефть скачут, на биржах паника и ожидается очередная волна кризиса, все больше людей задаются вопросом: во что надежно вложить деньги?

Сегодня, когда цены на нефть скачут, на биржах паника и ожидается очередная волна кризиса, все больше людей задаются вопросом: во что надежно вложить деньги? Кто-то покупает золото, кто-то – недвижимость, а кто-то обращается к рынку искусства. О том, какие возможности дают такие вложения и какие здесь риски, рассказывает искусствовед, художественный критик Юрий Арпишкин.

– В России почти нет аукционов, в основном все продажи совершаются через дилеров, в частном порядке. Между тем именно аукционы формируют цену на предметы искусства. Поэтому цены на русское искусство определяются на Западе. В целом арт-рынок довольно стабилен, хотя бывают всплески. Например, в конце 60-х взлетели цены на картины Зинаиды Серебряковой – когда после ее смерти дети стали заниматься ее работами, устраивать выставки… Потом цены немного упали, но в целом остались на приличном уровне. Лет десять назад выросли цены на другого художника из числа эмигрантов начала XX века Николая Тархова – после огромной выставки в Третьяковке. Но в случае с Тарховым, когда прошел ажиотаж, стоимость картин сильно упала. То же самое сравнительно недавно произошло с работами Баранова-Россине – авангардиста, создателя цветомузыки.

Насторожиться следует в одном случае: если активно начинают впаривать художника второго ряда, везде звучит его фамилия – значит, кто-то скорее всего тоже поведется на рекламу, возникнет кратковременный ажиотаж и цены взлетят. Как только о нем перестают говорить, вероятнее всего, он значительно подешевеет.

На сегодняшнем рынке – три наиболее устойчивые позиции. Первая – иконы до XVIII века. Вторая – русский авангард и Серебряный век в целом: объединения «Бубновый валет», «Ослиный хвост», все футуристы, супрематисты – Попова, Родченко, Экстер; ранняя советская живопись, Тышлер, Фальк, эмигранты – Анненков, Гончарова, Сутин. Всего этого на рынке очень мало, работы давно находятся в музеях. Порядок цен: от 150 тыс. до 10 млн долларов. Третья – шестидесятники: Краснопевцев, Вейсберг, Немухин… Цены могут колебаться, но незначительно.

Стабильно высоко ценится живопись второй половины XIX века – Айвазовский, Шишкин. Но это вещи для серьезных покупателей – от 300 до 500 тысяч $.

Собирателям победнее можно порекомендовать советскую академическую школу – так называемый «суровый стиль». Никонова, Обросова, Андронова можно, наверное, купить за 10–50 тыс. долларов. Менее известные имена – 5 тыс. долларов. Огромная ошибка – считать, что покупка живописи может обернуться значительной прибылью. Внуки в черный день продадут картину примерно за те же деньги. В народе ходят истории, когда кто-то купил что-то за копейки и стал обладателем состояния. Но это исключения. В целом же ни один из серьезных коллекционеров живописи не рассматривает это как вложение, это люди, просто любящие живопись. А кроме того, это престижно.

Каждый начинающий коллекционер мечтает купить картину у молодого безвестного гения и заработать миллион, когда он прославится. Дай Бог, чтобы он продал ее за тысячу долларов: в последнее время таких стремительных карьер не бывает, и предугадать, кого вознесет конъюнктура, нельзя. Надежней вложиться в советский фарфор, антиквариат или книги. Бытовые предметы искусства вроде фарфорового пастушка дорожают медленно, но неуклонно. Здесь все зависит от трех факторов: от тиража, возраста и от истории – если вещь связана с историческими событиями, с известными именами, то ее цена возрастет неизмеримо. То же самое и с букинистикой. Писательские книги с автографами – вложение верное: не всякий художник прославится, но всякий известный писатель умрет. И если он не полный графоман, свою тысячу долларов у букиниста вы получите всегда.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика