Дешевеет свет и газ? Не у нас!

Платежки за коммунальные услуги с начала этого года многим потребителям преподнесли неприятные сюрпризы. В некоторых регионах свет, вода и газ подорожали до 1,5–2 раз. Президент потребовал: прекратить! Чиновники пообещали, что все незаконные повышения нам вернутся. Но как этого добиться?

Как обнаружить обман?

– На величину тарифов по каждой коммунальной услуге оказывает влияние множество факторов, имеющих региональную специфику, – рассказала «Собеседнику» руководитель пресс-центра Федеральной службы по тарифам Анна Мартынова. – Например, в случае тарифа на тепловую энергию влияние оказывают структура выработки тепла (крупная ТЭЦ, ГРЭС, котельная), вид топлива, который используется. В границах одного региона размер тарифов может различаться по муниципальным образованиям. Также необходимо понимать, что конечный размер платежа гражданина состоит не только из услуг, цены на которые регулируются государством. В платежку входят также и так называемые жилищные услуги, состав и цену которых утверждают управляющие компании или ТСЖ.
То есть на конечную цифру в платежке влияют три причины. Причем по-настоящему объективная одна – экономическая конъюнктура, например рост цен на мазут. Вторая причина – аппетиты региональных властей, которые устанавливают размер тарифа в регионе. Третью лепту вносят частники – управляющие компании или товарищества собственников жилья, которые иногда оценивают свои услуги слишком высоко.

В принципе проверить, что вам насчитали в платежке, реально и самому. Произвести подсчеты проще всего, конечно, владельцам счетчиков, которые учитывают каждый истраченный киловатт-час или литр воды – нужно просто умножить тариф на количество литров или киловатт-часов. Если у вас нет счетчиков, то количество потребленной энергии, воды, газа, тепла считается по нормативу. Все нормативы публикуются сразу после их принятия. Нормативов множество, и это понятно – для обогрева панельного и кирпичного домов требуется разное количество тепла.

Можно переложить все подсчеты на плечи специалистов. Если суммы в платежках выросли более чем на 25%, у вас есть полное право инициировать проверку законности такого повышения. Главный ответственный орган – Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая обязана рассматривать как раз такие случаи и отвечать на все обращения граждан. В месячный срок ФСТ дает письменные ответы на все запросы. Но обратите внимание – чем больше в обращении будет конкретики, тем более точный и быстрый ответ вы получите. Не забывайте указать регион, обслуживающую компанию или ТСЖ, цифры – как изменились тарифы. Лучше приложить копии платежек.

С начала года факты завышения платежей за коммунальные услуги уже обнаружены в некоторых городах десяти российских регионов: в Волгоградской, Архангельской, Сахалинской, Рязанской, Мурманской, Новосибирской, Курганской областях, а также в Республиках Татарстан, Бурятия, Удмуртия и в Краснодарском крае. Это данные на конец марта, дальше список будет расти и обновляться.

Как вернуть деньги?

Зависит от обстоятельств, при которых произошло завышение.

– Есть два разных случая, – разъяснила Анна Мартынова. – Первый – если регион просто взвинтил тарифы. В этом случае проводится проверка, и если факты незаконного завышения подтверждаются, то величину тарифа просто вернут на законный уровень, при котором рост может быть не более 25%. Кроме того, в этом случае вам должны произвести перерасчет. Все, что переплачено, пойдет в зачет будущих платежей. В будущие несколько месяцев будете платить меньше, чем обычно. Второй случай – если повышение было больше 25%, но оно экономически обосновано, условно говоря, подорожание того же мазута. В этом случае тарифы все равно обязаны «вписать» в законные рамки. Размер переплаты тогда не возвращается, но уже со следующего месяца перебор по оплате будет ликвидирован.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика