Продаем понемногу…

Появились новости, что правительство собирается продать серьезные доли в «Роснефти», ВТБ, Совкомфлоте и даже РЖД.

Появились новости, что правительство собирается продать серьезные доли в «Роснефти», ВТБ, Совкомфлоте и даже РЖД. Это выдающееся событие во многих отношениях: попытка сделать наконец шаг в сторону институционального строительства в России (оно было остановлено, когда прекратили осуществлять программу Грефа). Сегодняшнее решение означает, что настроения власти начали поворачиваться в сторону либерализации экономики, которая сегодня нам остро необходима.

В нулевых годах приватизация присутствовала номинально – например акционировали ряд ФГУПов, для того чтобы показать: политика в этом смысле неизменна. Но параллельно шли противоположные процессы – экспроприация ЮКОСа, госу­дарство выкупило «Сибнефть» у Абрамовича, довело свою долю до контрольной в Газпроме (там у государства было всего 37%)… То есть шел процесс огосударствления. Капитализация госкомпаний поднималась быстрее, чем частных, так как инвесторы были уверены: если государство владеет фирмой, значит, меньше риска туда вкладывать деньги.

Сегодня есть решение о продаже некоторых госдолей. Это поворот в политике. Но, заметьте, в списке нет ни одного контрольного пакета, то есть все командные высоты – по-прежнему у государства. Думаю, были большие схватки на тему, чем дело закончится. Полагаю, что Минфин предполагает просто выручить деньги. Если так, это – плохое решение, так как дефицит бюджета будет возникать из года в год. Мне больше нравится предложение покойного Гайдара: использовать эти средства как эндаумент (целевой фонд, основной капитал которого не трогается, а тратятся вырученные проценты), вложив в Фонд национального благополучия.

Благодаря продажам можно было бы привлекать инвесторов с технологиями (рынок технологий очень закрыт), но в этом случае подразумевается, что вы продаете контрольный пакет акций. Или не контрольный, но тогда менеджмент выбирается из фигур, предложенных новыми акционерами (отчасти такое произошло на АВТОВАЗе). В любом случае должно быть понимание, каким будет поведение сторон.

Вопрос о том, стратегические это предприятия или нет – чисто условный. Да и какая опасность, что «Роснефтью» будут владеть иностранцы? Они будут так же платить налоги, как, скажем, частный ЛУКОЙЛ. Только, как правило, у иностранцев более эффективное управление.

Но в нашем случае, мне кажется, будет так: власти хотят получить деньги, некоторое время вести себя хорошо, а потом, мол, посмотрим.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика