Как не оказаться в пролете при отмене полета?

Российские авиаперевозчики периодически преподносят пассажирам неприятные сюрпризы. Что нужно знать о своих правах, чтобы при отмене полета не оказаться в пролете?

Российские авиаперевозчики периодически преподносят пассажирам неприятные сюрпризы: задержки вылетов, отмену рейсов и банкротство компаний. Что нужно знать о своих правах, чтобы при отмене полета не оказаться в пролете?

Перевозчик облажался

Очередное банкротство – компании «Авианова» – заставило поволноваться многих. На руках у клиентов осталось около 70 тысяч билетов по разным направлениям, которые после закрытия компании превратились в пустые бумажки.

– Этот случай – целиком вина компании, поэтому по закону пассажир имеет право на возврат полной стоимости билета, включая все сборы, – рассказала «Собеседнику» юрист претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата» Полина Барабанова. – Компании часто стремятся избежать скандалов и вводят упрощенную процедуру возврата билетов – ее алгоритм, как правило, подробно расписан на сайте компании. Не советую затягивать со сдачей билета – в случае банкротства у фирмы может не хватить средств, чтобы расплатиться со всеми, и лучше быть в первых рядах.

Аналогичные правила действуют в случае «вынужденного отказа» от полета. Например, если рейс отменили или задержали или пассажира продержали на досмотре и при этом не нашли ничего запрещенного к перевозке, а также если пассажиру не хватило места в салоне (иногда авиакомпании по недосмотру продают больше билетов). Только позаботьтесь, чтобы представитель авиакомпании сделал в вашем билете отметку о «вынужденном отказе» – это упростит дальнейшие действия, доказывать уже ничего не придется.

На полную компенсацию стоимости можно рассчитывать и в случаях внезапной болезни или ошибок в оформлении билета.
– Формально пассажир имеет полное право на возврат стоимости билета не только на регулярные, но и на чартерные рейсы. На практике же чаще всего вернуть деньги удается только через суд. Но чартерные билеты, как правило, продаются в пакете с турпутевкой, поэтому и компенсацию нужно будет требовать общую, – советует Полина Барабанова.

Пассажир ушел в отказ

Совсем другое дело, если вы сами передумали лететь и добровольно решили сдать билет. Здесь в буквальном смысле дорога каждая минута. Если сдаете билет за сутки и более, ваши потери будут минимальны: вам обязаны вернуть полную стоимость тарифа плюс топливный сбор, а «невозвратными» останутся сборы за оформление бланка билета плюс возможны дополнительные затраты на оформление самого возврата билета. Сдавать билет нужно там, где вы его покупали.

Если поездку пришлось отложить менее чем за 24 часа, то вам грозит еще и 25% штрафа. Но в любом случае сдать билет и вернуть часть денег (порядка 70%) можно даже вплоть до самого отлета самолета.

Любители покупать билеты по Интернету могут столкнуться с иными сложностями. Электронные билеты легко купить, но не так просто сдать. Нескольких кликов компьютерной мыши будет уже явно недостаточно. Процедура толком не прописана в законе, поэтому многие компании придумывают свои правила. Например, пассажира могут отправить в аэропорт, чтобы поставить штамп об освобождении места в самолете, а также в банк, чтобы получить выписку, подтверждающую факт оплаты пластиковой картой. Виртуальная покупка, если вы захотите ее аннулировать, может обернуться вполне реальными сложностями.

При задержке рейса

Авиакомпания обязана по мере сил скрасить для пассажиров этот неприятный момент. А именно: предоставить комнату матери и ребенка для родителей с детьми до 7 лет, дать возможность совершить 2 телефонных звонка или отправить 2 сообщения по e-mail при ожидании более двух часов.

Если сидение в аэропорту тянется больше 2 часов, вас обязаны обеспечить прохладительными напитками, а через 4 часа – и горячим питанием. После 8 часов томления в аэропорту (в ночное время – после 6 часов ожидания) пассажиров обязаны бесплатно разместить в гостинице, обеспечив доставку и хранение багажа.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика