Автопром с подпоркой

Премьер на прошлой неделе опробовал очередную новинку АВТОВАЗа.

Премьер на прошлой неделе опробовал очередную новинку «Автоваза». Он очень упрямо все последние годы поддерживает наш Автопром. В связи с этим возникают дискуссии — стоит ли его поддерживать, если мы так и не научились делать полноценные машины?

На днях я был на семинаре, где слушал очень интересный доклад об отраслевых рынках, о том, как их исследуют на Западе. Мы могли бы многое позаимствовать из этого опыта, чтобы наконец понять, какие именно возможности есть у нашей экономики.

Еще что интересно. Мы продолжаем переживать процесс разрушения того, что было создано в СССР в различных отраслях, и параллельно идет процесс (на тех же рынках, а нередко и на одних и тех же предприятиях) формирования новых форм, более производительных, гибких...

Если раньше я думал, что процесс разрушения у нас закончился где-то в 1999 году, а дальше началась активная фаза перестройки и уже должны происходить процессы замещения новыми технологиями, то сейчас понял: процесс разрушения у нас не закончен, он затянулся.

Предприятия, которые потеряли конкурентноспособность на рынке, были когда-то нашими флагманами. И отчасти поэтому мы спасаем Автоваз и другие гиганты. Само по себе спасение малоконструктивно, особенно если оно направлено на сохранение прежнего, а не на поиск новых технологий, прорывных идей.

Первым делом мы должны представить себе состояние российской экономики (провести ее «инвентаризацию»): какова в ней доля нефти, газа, других товаров, способных конкурировать на мировых рынках. Что из наших товаров может потеснить китайский импорт, а что — будет принято на рынках СНГ... С точностью угадать это мы не можем: наш рынок еще слишком зарегулирован, но он живет, и сам определяет, что конкурентноспособно. И даже появляются новые предприятия, которые по конкурентности близки к мировым (черная металлургия, розничная торговля, биохимия и т. д.).

То есть неизбежно будут выдвигаться отрасли, которые в России производят наиболее конкурентную продукцию. И — угасать другие. Чем больше конкуренции, тем лучше идет развитие отрасли. Но если конкуренция слабая, зато есть сильное вмешательство государства (попытка регулировать цены и т.д.), дела идут значительно хуже.

В России живет 140 млн человек. Примерно половина из них должна иметь работу, причем, желательно квалифицированную, хорошо оплачиваемую. Для этого страна должна создавать продукты, которые конкурентноспособны в мире. Мы сегодня экспортируем сырье, энергоносители, в меньшей степени оборонку.

Кстати, именно в этой отрасли, традиционно обеспечивающей экспорт, сегодня проявились признаки тех процессов, о которых я сказал выше. Мы проиграли конкурс на поставку МИГов для Индии. Отчасти потому что другие страны стремительно выходят на этот рынок. Это говорит о том, что сегодня конкурентная борьба идет каждый день, и она очень важна.

В российском Автопроме сегодня существует два сектора. Остатки отечественного машиностроения (ГАЗ, ВАЗ, КаМАЗ, ЗИЛ, производство автобусов) и сборочные предприятия иностранных марок с определенным уровнем локализации. Локализация, кстати, — это когда часть комплектующих машины должна быть произведена в России. Все это нацелено на то, чтобы модернизировать отрасль.

Автопром — это очень большая отрасль, потенциально обеспечивающая рабочие места и технологические новации. Поэтому я считаю, что сейчас борьба за выживание Автоваза оправдана. Хотя риски и высоки, и можно проиграть. В отрасли задействованы большие силы людские, большие центры научные... Мы, спасая Автопром, пытаемся спасти и этих людей тоже.

Но Автоваз должен понимать, что в итоге от него ждут не просто машины, а машины определенного уровня. Чтобы граждане страны не делились на тех, кто ездит на иномарках, и кто по бедности может позволить себе лишь жигули. Это могут быть бюджетные машины хорошего качества, которые можно купить своему сыну-студенту, например.

Пока мы до этого не дожили. Но надо пробовать. Думаю, будет еще много неприятных сюрпризов (все-таки премьер не с первого раза смог завести новую Lada). Но все равно нужно стараться сбивать сметану — чтобы в итоге получилось масло.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика