Младшая сестра инфляции. Объясняем, что скрывается за экономическим термином «шринкфляция»
Чтобы не пугать потребителей слишком большим ростом цен, продавцы и производители нашли новый способ. И уже достаточно давно им пользуются. Правда стоимость товаров от этого не снизилась
Отслеживая повышение цены на какой-то товар, мы наблюдаем за инфляцией. Обычно, этот показатель считают следующим образом. Берут сразу несколько сотен товаров и после подсчитывают, насколько, в среднем, взлетели цены (в процентах). Но мы упростили задачу и рассмотрим инфляцию на примере всего одного продукта — молока. Допустим, в прошлом году молоко стоило 57 рублей, а в этом - 63 рубля. Посчитаем разницу в процентах (иначе, инфляцию), которая равна 9 %. Или другой пример: пошив постельного белья в ателье стоил 500 рублей, а теперь 550, инфляция составила 10%.
А теперь представим ситуацию. При заказе комплекта белья, вам озвучили цену - 500 рублей. А когда вы пришли забрать заказ, то получили пододеяльник, простынь, наволочку и полнаволочки. На ваше негодование вам в ответ пожмут плечами и скажут — за эти деньги (500 рублей) все должно выглядеть именно так! Таким образом, здесь речь уже не об инфляции, а о шринкфляции.
Обычно, она не меняет цену, но уменьшает объем самого товара. Например, вместо литра кефира в привычных упаковках продают уже 900 мл; в пачке чая тоже не 100, а 90 г заварки; в пирожках уменьшается вес начинки, хоть внешне они не изменились. За последние годы пятая часть продуктов стали весить меньше. На самом деле мы сталкиваемся со шкринфляцией ежедневно, просто привыкли и не замечаем. Продавцы знают, что покупатель точно посмотрит на цену (которая осталась прежней), а на «подсохший» вес может и не обратить внимания.