11.12.2019

Потребители делают выводы об инфляции по ценам в магазине, а не из докладов ЦБ

Исследование NBER показало, что потребители делают выводы о инфляционной динамике исходя из личных наблюдений

Исследование Национального бюро экономических исследований (NBER) показало, что потребители делают выводы о инфляционной динамике исходя из личных наблюдений при покупках в магазине, передает «КоммерсантЪ».

Данные показывают, что официальная статистика по уровню инфляции влияет на потребителя не так сильно, как его собственная практика при походе в супермаркет. Причем показатель инфляции люди, в отличие от статистиков, определяют не по стандартным наборам товаров, а исходя из изменения стоимости привычных им продуктов, и чем чаще они покупают товар, тем более значимым для них становится колебание его цены.

Исследователи выяснили, что влияет на процесс и частота посещений магазинов: чем реже человек делает покупки самостоятельно, тем больший эффект производят на него изменения цен.

В NBER отмечают, что частота и размер наблюдаемой таким образом инфляции оказывает на индивидуальные инфляционные ожидания более важное влияние, чем их доля бюджете потребителя.

Эксперты считают, что в связи с этим экономические модели должны оперировать и данными об изменении цен на товары повседневного спроса, что на практике не всегда так: центральные банки в своих измерениях зачастую умышленно не учитывают статистику по продовольственным товарам или отдельным их категориям из-за потенциальной нестабильности. Росстат, например, полностью исключает из своих оценок плодоовощную продукцию (цена на нее зависит от сезона), а из непродовольственных продуктов — топливо, в том числе бензин. Не учитывают в ведомстве и изменение цен на услуги связи и ЖКХ.

Отметим, что фонд «Общественное мнение» в аналитической записке в рамках мегаопроса «Георейтинг», как накануне сообщал «КоммерсантЪ», указал рост цен на услуги ЖКХ как наиболее актуальную проблему для почти половины россиян (48%).

NERB в своем исследовании приходит к выводу, что учет данных регулярных опросов потребителей может оказать положительное влияние на эффективность кредитно-денежной политики регуляторов.

Ранее Sobesednik.ru писал, что специалист Европейского центробанка Иржи Слачалек в своем докладе выдвинул гипотезу, что задержка между изменениями в экономике и динамикой потребительской активности может объясняться запаздыванием информирования потребителей. Другими словами, люди нечасто интересуются экономическими изменениями глобального характера, так как те оказывают на них сравнительно небольшое влияние. Если гипотеза ЕЦБ основывалась на наблюдениях, то данные нового исследования бюро получены в ходе проведенного в США опроса 90 тысяч потребителей.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика