"Смысл налогового маневра – наполнить бюджет". Почему бензин еще подорожает
Налоговый маневр в нефтяной отрасли, начатый три года назад, завершается. Кому принесут выгоду затеянные изменения?
Владимир Путин велел завершить наконец налоговый маневр в нефтяной отрасли. Он был начат в 2015-м, должен был быть закончен еще в прошлом году, но реформа забуксовала из-за противостояния нефтяников и Минфина.
Sobesednik.ru писал, что цены на бензин в России выросли за неделю почти на рубль. Кому принесут выгоду затеянные изменения, обсуждаем с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым:
— Бензин подешевеет в итоге?
— Скорее подорожает. Если, конечно, власти ничего другого не предпримут, чтобы компенсировать его цену.
Смысл налогового маневра — наполнить бюджет. По сути есть две точки, где государство забирает деньги с нефтянки: когда нефть достали из-под земли (налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ) и когда сырую нефть вывозят за рубеж (экспортные пошлины). Другая половина добытой нефти перерабатывается на российских НПЗ, для которых сырье — дешевое. Значит, можно сделать и дешевое топливо внутри страны.
— Не такое уж оно и дешевое...
— Это связано с тем, что мы приняли модель, когда компания должна иметь равнодоходность — что на внутреннем, что на внешнем рынке. Большой вопрос, почему мы вообще должны были принимать такую модель: у нас нефти много, а у Франции, скажем, ее нет. Так почему у нас должно быть одинаково?
Мы сейчас по добыче на первом месте, Саудовская Аравия — на втором, американцы — на третьем, через несколько лет собираются выйти на первое. Так что здесь еще и большой вопрос к политике нашего государства по обеспечению внутреннего рынка энергоресурсами вообще (и газом, и нефтью). Но это уже другая тема.
— Так чем же налоговый маневр ухудшит ситуацию?
— Он предполагает постепенное сокращение экспортной пошлины. Нас все время к этому подталкивает еще и ВТО: раз Россия вступила туда, значит, не должно быть торговых барьеров. А вся нагрузка ляжет на скважину: НДПИ планируют повысить (налоги-то в ВТО не запрещены). Таким образом для нефтяников нефть станет дорогой. В итоге в бюджет поступит больше денег, но нефтяники перенесут эту нагрузку в стоимость конечного продукта — в топливо.
А модель, когда у нас есть и НДПИ, и экспортная пошлина, позволяет внутри страны делать цены на топливо меньше, чем за рубежом. Тем самым власти стимулировали компании, чтобы они развивали здесь переработку, строили современные НПЗ, проводили техническое перевооружение и продавали продукты здесь. Сейчас, повторяю, сделан выбор в пользу наполнения бюджета.
— Так ли уж велика эта прибавка? Стоит ли овчинка выделки?
— Государство, бесспорно, получит гораздо больше, чем сейчас. Считайте: оно брало НДПИ с 547 млн т нефти (столько добыли в 2017-м), а экспортную пошлину — лишь с половины этого объема, то есть примерно с 250 млн тонн. При новой схеме в бюджет пойдут налоги со всех 547 млн тонн.
— Но ведь акцизы обещают снизить. Это не уравновесит?
— Немного. Но эти сборы шли в региональные бюджеты. То есть регионы лишатся этих поступлений (а на них строятся дороги), и надо будет им переводить деньги из федерального бюджета.
К тому же понижают акцизы пока только на полгода: в начале 2018-го бензин существенно подорожал, и сразу — рост недовольства среди россиян, вопросы, почему это происходит... Власти пошли на то, чтобы снизить акцизы. Что будет дальше, непонятно: будут ли вводить отрицательные пошлины, чтобы топливо для россиян стоило меньше, чем за рубежом? Общий фон такой: налоговый маневр государство будет все же заканчивать, все перекладывать на скважину. Значит, нефть подорожает, бензин подорожает...
— Но если все убытки компании переложат на нас, потребителей, почему нефтяники так противились этому налоговому маневру?
— У каждого — своя задача. У Минфина — наполнить бюджет (и в идеале, как шутят, ничего никому из него не давать). Нефтяникам же прежняя система была выгоднее, чем сейчас, когда они будут гораздо больше налогов отдавать в виде НДПИ, при этом цену на внутреннем рынке им поднимать если и разрешат, то ненамного. Следовательно, рентабельность их работы станет значительно меньше. То есть маневр бьет по экономике их компаний. Раньше, даже работая на внутреннем рынке, они брали прибыль. Теперь получается перераспределение этой прибыли — часть этих денег они так или иначе передадут в бюджет.
— Выходит, всем придется затянуть пояса?
— Не все так уж однозначно: люди видят цену на заправке, и все. Начинают возмущаться. А компенсацию они никогда не видят, да и не хотят ее видеть. Между тем она есть. Ведь ситуация-то сложнее, чем просто рост цен на бензин. Они не хотят видеть, что бюджет таким образом наполнится больше. А из него они получают социальные услуги, бюджетники — зарплату, которая медленно, но все же повышается. А раз она повышается, их жизнь становится чуть лучше...
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2018.