Лукавство и НДФЛ: экономист – о том, ждет ли россиян рост налогов

Члены правительства дают обещания не повышать налоги, но население и особенно бизнес все равно ждут реформ в этой сфере

Фото: Федеральная налоговая служба // Фото: Global Look Press

Члены правительства дают обещания не повышать налоги, но население и особенно бизнес все равно ждут реформ в этой сфере.

Ранее Sobesednik.ru писал, что российский министр финансов Антон Силуанов пообещал не повышать налоги во время нового президентского срока Владимира Путина. Более того, главам Минфина подчеркнул, что правительство намерено сократить налоги, негативно влияющие на малый бизнес и самозанятых граждан (большинство из которых сейчас работает в «сером» секторе), чтобы обеспечить рост экономики до уровня не менее 3% в год.

По словам руководителя направления «Финансы и экономика» в Институте современного развития, экономиста и политолога Никиты Масленникова, такое заявление Силуанова звучит вполне убедительно, поскольку вписывается в обозначенную ранее концепцию правительства:

— Это, на мой взгляд, продолжение высказывания премьера [Дмитрия] Медведева. Когда он встречался с фракциями перед своим утверждением в Госдуме, то на прямой вопрос о повышении НДФЛ с 13 до 15% он ответил: «Не факт». Собственно, тогда уже экспертное финансовое сообщество сделало вывод, что, скорее всего, НДФЛ все-таки не тронут. Однако оставались вопросы по ряду других налогов — тому же НДС, по маневру повышать его и снижать страховые взносы. Эти вопросы пока до конца не прояснились, но все же высказывание Силуанова свидетельствует о том, что такое пока еще не обнородованное, но внутреннее политическое решение кабмин принял: не повышать налоговую нагрузку на бизнес и население. Это справедливо, потому что тот же НДС — очень инфляционно емкий налог, и мы получали риск не удержить эту низко инфляционную среду с темпом роста цен около 4%. Этот параметр нам критически важен, чтобы запустить мотор инвестиционного роста.

В беседе в Sobesednik.ru директор Института стратегического анализа, экономист Игорь Николаев ранее объяснял, что видит проявление лукавства в заверениях правительства о грядущей налоговой политике, и предположил, что НДФЛ в ближайшие годы все же вырастет с 13 до 15%. Эксперт Никита Масленников также усомнился в искренности министра финансов, подчеркнув, что окончательно ожидание подвоха у россиян может пропасть лишь после публикации проекта бюджета на будущий год:

— Конечно же, пока мы не увидим проекта бюджета следующего года и всех инициатив по налогам, которые должны быть рассмотрены в кабмине и Думе до конца весенней сессии, ожидание некого лукавства будет присутствовать. Если прямо реагировать на слова Силуанова, то можно согласиться с тем, что НДФЛ повышаться не будет, поскольку так сказал уже премьер. А вот какой же налог повышаться будет? Если вы отказались от планов повысить НДС, отказлись от планов введения налогов с продаж на основе решения регионов, тогда ответьте четко и ясно: что тогда будет повышаться?

При этом, размышляя о возможных надстройках налоговой системы, которая позволит избавиться от неэффективных элементов без увеличения НДФЛ, экономист рассказал, что такая налоговая политика позволит государству получить лишь 1,2 трлн из необходимых для реализации «майского указа» 8 трлн рублей:

— Что касается точечных изменений — они еще возможны и вероятны. Собственно, много раз и Силуанов, и Медведев высказывались, что могут быть отдельные точечные надстройки. Вот, например, Минфин внес предложения о введении налога на так называемый профессиональный доход для самозанятых от 3 до 6%. Но пока это все на стадии размышлений. Есть еще предложения отменить неэффективные налоговые льготы, которые являются выпадающими доходами бюджета. Но здесь тоже пока окончательных решений нет. В общем и целом вот эта налоговая подстройка, отмена льгот, повышение эффективности налогового администрирования способны дать примерно 1,2 трлн рублей из тех необходимых 8 трлн расходов, которые нужны для финансирования майского указа президента от 7 мая.

По словам Масленникова, при таком раскладе в крайне проигрышной ситуации оказывается именно бизнес, поскольку для проведения выгодной инвестиционной политики предпринимателям необходима полная определенность:

— По последним данным Федеральной налоговой службы видно, что в последнее время у нас увеличилась налоговая нагрузка на бизнес, если смотреть долю налоговых отчислений к общему обороту компаний, к их выручке. Это немного, конечно, но 1–1,5% прироста налогов там есть. Сегодня бизнесу для принятия инвестиционных решений нужна определенность по всей налоговой системе. А там как раз вопросов огромное количество. По тому же налогу на прибыль — будет ли восстановлена инвестиционная льгота по нему? Сейчас Минфин говорит, что будет отменять льготы — можно согласиться, что многие из них не работают. А что тогда эффективно? Где результаты анализа эффективности этих льгот? Сегодня в экономике существуют недополученных доходов бюджета порядка 3–3,5 трлн рублей. Согласитесь, это сумма, которая требует серьезных размышлений и анализа — что здесь работает, дает макроэкономический эффект, а что, собственно говоря, уже не годится.

Большое спасибо, конечно, Антону Германовичу [Силуанову] за то, что он высказался, подтвердив тем самым политические указания президента Путина, но хотелось бы большей определенности по всему составу, по всей архитектуре налоговой системы. Будем надеяться, что в ближайшее время мы такую ясность увидим, — говорит эксперт.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика