"Вся криптоэкономика может разом значительно обвалиться"

О рисках покупателей и продавцов криптовалют узнал у экспертов Sobesednik.ru

Фото: фото: Jens Kalaene /ZB / globallookpress.com

О рисках покупателей и продавцов криптовалют узнал у экспертов Sobesednik.ru.

Подмосковный фермер и владелец «Экосистемы Колионово» Михаил Шляпников 20 октября написал в Фейсбуке о визите к нему представителей прокуратуры. Во время встречи они спрашивали Шляпникова о недавнем ICO (в результате выпуска криптовалюты «колионов» ему удалось привлечь инвестиций на полмиллиона долларов). Предприниматель также сообщил, что правоохранители привезли с собой распечатки его постов в фейсбуке, где «вся история и сущность колионов подробно расписана с момента их задумки по сегодняшний день».

Михаил Шляпников // стоп-кадр Youtube

Напомним, ранее Михаил Шляпников пытался запустить в своем хозяйстве хождение бумажных колионов. В 2015 году суд запретил предпринимателю выпуск собственной валюты. «Государство никак нам не помогало, получить кредит было проблемой. Тогда мы и придумали колионы — изначально как забавную игру, которая потом переросла в некий финансовый инструмент, позволивший нам разрешить ряд вопросов. Благодаря этим распискам нам не надо было брать коммерческие кредиты», — объяснял свою идею Шляпников.  

В 2017 году прокуратура обращала внимание на другой проект, успешно привлекающий деньги инвесторов через продажу токенов — Lavkalavka. Основатель сельскохозяйственного кооператива Борис Акимов заявлял, что после того, как он объяснил механизмы работы блокчейн-технологии в кооперативе, внимание к проекту органы не проявляли. 

Из-за четко выраженного интереса правоохранительных органов к блокчейн-проектам у непрофессионального инвестора в электронные деньги могут возникнуть опасения насчет сохранности сбережений: в сентябре 2017 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявляла, что в России у криптовалют пока нет правового статуса и они не будут допущены на рынок. Sobesednik.ru узнал, стоит ли владельцам токенов бояться за свои инвестиции.

Михаил Шляпников рассказал о том, что на данный момент никаких других действий прокуратура не предпринимала, продолжения визита пока не последовало: 

— Мне эти встречи не особо интересны. От них нет ни толка, ни содержания, ни развития. Я открыт и всегда готов к диалогу с государственными органами к компетентному диалогу. Хотели разобраться? У меня все в открытом доступе подробно и последовательно расписано. Если смогли распечатать, отксерить, то пусть сперва прочитают внимательно. Хлопот по хозяйству вполне достаточно и без их визитов. 

Фермер предупреждает охотников за легкими деньгами, что «инвестиции в проект не следует рассматривать как высокодоходный инструмент для спекулятивных операций», а лучше воспринимать инициативу как «инструмент краудфандинга и привлечения дополнительных нефиатных средств». 

Свое начинание предприниматель, ранее заявлявший о симпатии к анархистским идеям, считает «экосистемой новой формации с децентрализованным и прямым участием любого человека». Проект, по его словам, обеспечен собственными ресурсами: общая сумма ликвидных активов проекта равна 30 млн рублей (растения в питомнике, оборудование, техника, строительные материалы, готовая продукция).

Вместе с тем количество компаний, выпускающих собственные токены, увеличивается. Далеко не все из них прозрачны, а значит, некоторые из них могут действовать, не учитывая интересы инвесторов.

Леонид Делицын // архив редакции

О рисках, которые могут появиться из-за действий государства и недобросовестных игроков рынка, говорит Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ». Эксперт приводит в пример радикально решивший вопрос Китай, где все проекты, совершившие ICO, будут закрыты, а вложенные в них средства возвратят владельцам. В этом случае люди ничего не потеряют, кроме гипотетической упущенной выгоды, считает аналитик:

— Что касается защиты, то если сейчас существуют толерантные к риску обыватели, которые вкладываются в токены, то государство защищать их вложения не возьмётся, поскольку для этого не существует базы. Как правило, в токены вкладываются майнеры, которые «добыли» некоторое количество коинов; спекулянты, удачно купившие криптовалюты; организации, такие как криптобанки; а также любопытствующие венчурные инвесторы, — перечисляет категории инвесторов, попадающих в зону риска Делицын.

— Закрытие проекта, скажем, по решению суда — это, наверное, далеко не самый большой риск, связанный с ICO, — продолжает эксперт. — Гораздо вероятнее случай разорения компании, которая привлекла средства таким образом. Дело в том, что бизнес большинства компаний, которые совершают ICO, в основном связан с обеспечением инфраструктуры самого рынка ICO — это, к примеру, инвестиционные фонды на базе блокчейн-технологий, реклама с оплатой криптовалютами, цифровизация активов. Радужные перспективы таких проектов осуществятся только в том случае, если рынок криптовалют будет быстро расти, а государства начнут допускать криптовалюты к обращению, обеспечивать их конверсию, преследовать мошенников, банки начнут участвовать в «андеррайтинге» ICO (продавать токены своим клиентом). Сейчас такой тенденции не наблюдается. 

Сегодня гораздо выше вероятность того, что вся криптоэкономика значительно обвалится разом. Потом она может найти новые пути развития, но те, кто потеряет средства, уже не вернут их обратно, — подытоживает Делицын.

О санкциях за незаконное привлечение денежных средств граждан напоминает адвокат Всеволод Свобода. По его мнению, злоумышленникам в России теоретически может грозить статья 172.2 УК РФ за организацию «финансовых пирамид» и статья 172 «Незаконная банковская деятельность».

— Сейчас возможны мошеннические действия со стороны компаний, которые выпускают токены. Из-за ажиотажа много людей могут быть втянуты в подобные предприятия, — заявил Свобода.

Всеволод Свобода // архив редакции

 

Теги: #Рубль

Рубрика: Деньги -> Деньги

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика