Эксперт: После повышения НДС до 22% цены станут существенно выше

Эксперт рассказал, как идея Минфина увеличить НДС до 22% отразится на населении и экономике

Фото: Обсуждение маневра "22/22" может подогреть инфляционные ожидания и спровоцировать увеличение цен // Николай Титов / Global Look Press

Эксперт рассказал, как идея Минфина увеличить НДС до 22% отразится на населении и экономике.

Sobesednik.ru ранее писал о том, что Министерство финансов предложило увеличить НДС до 22% и снизить страховые взносы до 22%. В ведомстве полагают, что маневр «22/22» снизит «тяжелую нагрузку» для предприятий, при этом там не отрицают, что рост НДС повлечет за собой инфляцию.

По данным «Коммерсанта», в Минфине уверены, что маневр окажется нейтральным для работодателей, однако затронет миллион граждан РФ, получающих зарплату более 200 тысяч рублей.

Директор института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев в интервью Sobesednik.ru сказал, что предложение Минфина надо оценивать с общих позиций.

— Это весьма серьезная реформа. Я не понимаю, какая такая необходимость столь серьезно реформировать налоговую систему, столь радикально снижать страховые взносы и увеличивать НДС в тот период, когда существует большая неопределенность в экономике. Неопределенность — это важнейший сдерживающий фактор для бизнеса. Когда бизнес не понимает, что происходит, а в особенности не понимает, что ждать по ключевому параметру — по налоговой системе, — он, естественно, не инвестирует. И уже с этих позиций делать это не надо.

Минфин аргументирует свое предложение тем, что с помощью маневра мы будем стимулировать эспорториентированные отрасли, так как НДС у нас при экспорте возвращается. Логика тоже интересная: давайте тогда поднимем НДС до 30%, и все будут на экспорте. Так линейно здесь все не работает — многие бы хотели на экспорт, но кто ж возьмет, что называется. Такие доводы, по-моему, тоже не выдерживают критики.

Что касается снижения ставки страховых взносов до 22%, то это вроде бы хорошо. Во всяком случае, по этой компоненте нагрузка снижается на работодателя. Но мы должны смотреть и на то, что с пенсионной системой будет происходить. Если сейчас у нас миллиарды рублей составляет трансфер из федерального бюджета Пенсионному фонду, то [после принятия реформы] Пенсионному фонду на то, чтобы платить пенсии, денег потребуется значительно больше.

Зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета значительно повысится, и это не есть хорошо. Это трансакционные издержки, деньги в большей степени будут проходить через федеральный бюджет, и на самодостаточности пенсионного фонда можно будет поставить крест. Это шажок к советской пенсионной системе, когда из бюджета все платилось.

Я отношусь к этому [маневру] весьма критично и считаю его несвоевременным и неубедительным.

[:image:]

— Согласно последним публикациям в СМИ, Минфин полагает, что маневр для работодателей будет нейтральным, а вот на тех, у кого зарплата больше 200 тысяч, он отразится. По-вашему, реформа действительно опасна только для тех, у кого большая зарплата?

— Здесь имеется в виду то, что сейчас у нас, как известно, существует регрессия — чем выше заработок, тем сильнее ставка по социальным платежам уменьшается. Сейчас эту льготу собираются снять. Соответственно, возрастет нагрузка на работодателя. В общем, для тех, кто имеет высокие зарплаты, это будет не очень выгодное дело.

Получится так: с одной стороны, Минфин снизит общую ставку, и это выведет бизнес из тени. С другой стороны, когда вы отменяете льготу по высоким заработкам, это наоборот загоняет в тень. Здесь есть определенное лукавство в тех доводах, что это выводит экономику из тени. Снижение ставки работает в этом направлении, отмена регрессии работает в обратном направлении. И об этом не говорят.

— Что касается обычных граждан, они от маневра пострадают? Министр финансов РФ Антон Силуанов предсказал рост инфляции в связи с увеличением НДС.

— Это, в общем еще один довод, против. Это (увеличение НДС — прим. Sobesednik.ru) сто процентов приведет к инфляции, потому что НДС «сидит» в стоимости любого товара и услуги. Нам говорят, что это одномоментно, 1,5-2 процентных пункта называют. Так неправильно судить. Потому что это бухгалтерский счет — увеличили НДС, значит, на столько у нас в этом году увеличится стоимость товаров и инфляция. А как измерить, как в ответ на это будут поднимать цены?

Это разогревает инфляционные ожидания, что само по себе является инфляционным фактором. Вы здесь увеличили на 1,5-2%, но у вас инфляционные ожидания стали значительно выше. И без всякого НДС будут увеличивать цены на товары.

Поэтому инфляция увеличится безусловно, и я уверен, что это не будут одномоментные 1,5-2%, это будет существенно выше.

— А сами как считаете, примут реформу?

— Тут интересная история, потому что одернули Силуанова после того, как он это озвучил. После того, как Силуанов озвучил предложение Минфина, выступал [президент РФ] Владимир Путин и выразил, мягко говоря, недовольство, что у нас происходят такие утечки, когда решение не принято.

Я думаю, что здесь будет некий размен. У нас, как известно, есть и другие новации. Вот «22/22» [первая]. Вторая важная налоговая новация, которая уже прозвучала, — это увязка подоходного налога с начислениями в индивидуальный пенсионный капитал. Суть ее в том, что если отчисляешь [деньги в пенсионный капитал], то ставка подоходного налога уменьшается. Важная новация.

Я думаю, сейчас вероятность, что «22/22» будет принята, 30%. Зато примут фактически решение о повышении НДФЛ в увязке с начислениями в индивидуальный пенсионный капитал.

Эта тактика понятна — напугать и этим, и этим, и этим. Потом что-то убрать, все сначала будут радостные и счастливые, а потом проснутся, и оказывается, что подоходный налог платить больше придется.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика