Что означают советы МВФ для России

Константин Сонин в интервью «Собеседнику» объяснил, чем грозят полученные от Международного валютного фонда советы

Фото: Экономист: Россия будет прислушиваться к советам МВФ, когда ей понадобятся деньги // Global Look Press

Константин Сонин в интервью «Собеседнику» объяснил, чем грозят полученные от Международного валютного фонда советы.

— То, что пишет и говорит МВФ, — это как возможность [для] больного получить второе мнение, причем крайне высококвалифицированное, — отметил в интервью «Собеседнику» экономист, профессор Высшей школы экономики Константин Сонин. — Но можно это мнение и игнорировать.

Ранее на профильной конференции в Вашингтоне заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Минь Чжу заявил, что России следует проводить экономические реформы, в частности в энергетическом секторе, а также вспомнить об «экономике предложения».

[:wsame:]

По словам Константина Сонина, подобные рекомендации имеют большую ценность для стран, которые их получают.

— В мире нет никакого места, где бы делался прикладной экономический анализ на таком уровне, какой ведется в МВФ. В мире есть всего несколько стран, прежде всего Америка, Англия, Франция, Финляндия и Германия, где есть собственные экономисты такого же уровня, как в МВФ. Соответственно, для всех остальных правительств во всем развивающемся мире то, что делается в МВФ, — это всегда очень важный фактор для принятия решений, потому что нет никакой другой возможности получить экономический анализ такого уровня. Из этого анализа вырабатываются какие-то рекомендации — эти рекомендации правительство может принимать во внимание, а может не принимать. Когда-то российское правительство очень сильно принимало их во внимание, сейчас, по-моему, гораздо меньше, — пояснил экономист.

Однако профессор уточнил: нельзя однозначно сказать, что российские власти не прислушиваются к советам Фонда.

— Дело в том, что многие советы, которые дают экономисты МВФ, они совпадают с советами других экономистов. В этом смысле нельзя сказать, что им совсем не уделяется внимание. Наша страна пытается строить самостоятельный анализ. И те, кто это делает, конечно, читают, что пишет МВФ и слушают советы, но для них это не является какой-то догмой. Наша страна сейчас не занимает активно денег у МВФ, а нет таких советов, которые поступают вместе с деньгами: часто деньги поступают от МВФ с какими-то требованиями. Поскольку мы сейчас не занимаем, то и требования никакие не выдвигаются, — отметил Сонин.

[:wsame:]

Между тем представитель МВФ Минь Чжу положительно оценил действия Центрального банка России в сложившейся кризисной ситуации. Он отметил, что регулятор адекватно справляется с текущими проблемами.

— Очень часто рекомендации МВФ нужны какому-то правительству, которое проводит реформы: они могут сделать что-то непопулярное, свалив ответственность на Фонд. Избиратели же не голосуют за МВФ, — говорит Сонин. — Это удобная форма оправдания реформ. Наше правительство никаких реформ не проводит и не планирует. Украина, например, сейчас в такой ситуации: им очень не хватает денег — даже на рефинансирование текущих долгов. Они хотели бы получить деньги от МВФ. МВФ специально создан для того, чтобы в таких ситуациях такие деньги давать. Если бы МВФ был коммерческой организацией, то он бы дал денег под залог, но у МВФ нет никаких коммерческих целей, поэтому он может давать деньги, только если будут выполнены условия, которые обеспечат возврат этих денег, исполнение мандата Фонда, сохранение финансовой стабильности и экономическое развитие. Соответственно, для украинского правительства есть конкретная дилемма: можно не брать деньги и реформы не делать, можно взять деньги и делать болезненную реформу. Но это абсолютно их выбор, МВФ их не заставляет. Вас же, например, банк не может заставить взять у него кредит.

[:image:]

Экономист пояснил: Россия начнет внимательней относиться к советам Международного валютного фонда, когда у нее возникнет потребность в займе.

— И это совершенно правильно. МВФ для этого и создан. МВФ — это вовсе не для стран, у которых с макроэкономической точки зрения все в порядке. МВФ создан для поддержания стабильности — чтобы страна, которая неожиданно оказалась в кризисе, могла туда обратиться. МВФ — это макроэкономическая структура, она не лечит все болезни. У нас макроэкономических проблем особенных нет, поэтому нам туда смысла обращаться пока нет — соответственно, нет причин выполнять то, что они требуют, — заключил Константин Сонин.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика