Наблюдая Всемирный форум-2015 в Давосе, экономист Евгений Ясин неожиданно высказался в поддержку внешней политики России.
[:rsame:]
В минувшую среду стартовал 45-й Всемирный экономический форум в Давосе. Обычно там собирается элита бизнеса и политики, чтобы привлечь в страну инвестиции. В этом году все окрашено противостоянием на Украине, изоляцией России. В общем, от Давоса-2015 ожидать чего-то позитивного для России трудно. Это понимание сказалось и на составе нашей делегации – в этот раз не было ни премьера, ни президента, делегация была меньше по численности, чем обычно. Члены правительства – Шувалов и Улюкаев – прибыли всего на один день, а глава Минфина и вовсе туда не поехал.
Между тем место изгоя для России мне не кажется столь уж правильным. Можно сколько угодно ругаться в интересах демократии, но есть же еще и интересы государства. И я вижу, что интересы России имеют объективный характер. А также и то, что в интересах Запада – наше поражение.
Заметьте, это говорю я, стопроцентный либерал, еще меньше года назад оценивавший конфликт иначе. Что заставило меня изменить позицию? Понимание, что на Украине есть население, ориентированное на Россию, и оно находится не только в юго-восточных регионах страны. Что новыми властями Киева эти интересы не были учтены. И что, вместо того чтобы воевать, там должны были стараться связать эти разные части страны.
То, как сегодня развиваются события, решить ситуацию не может. Сегодня ситуация такова, что конфликт, который сложился между Украиной, Россией и Западом, может быть решен только Украиной. А Запад ничего не делает в этом направлении. И это очень жаль.
Правда, все то, что я сказал выше, не означает, что я целиком приемлю нынешнюю политику России. Присоединение Крыма, безусловно, привело к изоляции страны и к санкциям. И хотя я не согласен с Бараком Обамой, который заявил, что именно санкции привели к кризису в российской экономике (на самом деле это сделали мы сами, и процесс длится уже давно), но санкции, безусловно, всё обострили.
Я по-прежнему считаю, что те преобразования, которые делал Путин в экономике с 2003 года, принесли ей много вреда. Тучные годы сгладили результат этих преобразований, а теперь они проявятся во всей красе. Президент сказал, что мы будем разбираться с кризисом года два. На самом деле дольше.
И я по-прежнему считаю, что нам нужны институциональные преобразования в экономике, другое отношение к бизнесу, политические реформы. В этом смысле я остался на прежних позициях.