Роскошный налог

Почему предложение Владимира Путина ввести «плату за богатство» вызвало одобрение даже среди олигархов?

Почему предложение Владимира Путина ввести «плату за богатство» вызвало одобрение даже среди олигархов?

Приглашение к диалогу

Рояль из платины? Пожалуйста. Кровать по цене элитной квартиры? Нет ничего проще. Шитый золотом ковер? Своя подлодка, хорошо еще, что не атомная? Необитаемый остров? Или, может, жилой небоскреб?

Не секрет, что ставшие в последнее время популярными ежегодные ярмарки миллионеров рассчитаны в основном на русских. Правда, не на всех, а лишь на богатых. Именно они скупают сегодня оптом и в розницу весь Старый и Новый Свет. Именно они смогли сделать то, что оказалось не под силу Пушкину и Ленину – придали русскому языку статус международного. Во всяком случае, продавцы из деревеньки Пуэрто-Банус под Марбельей (столица испанской роскоши, где можно купить для себя и «Ягуар», и поводок с бриллиантами для собачки) уже давно освоили московский жаргон. Яхты именно наших олигархов, наконец, распугивают аборигенов Карибских островов и Таиланда. Так и уплывают российские деньги неизвестно куда.
Прежде это вызывало открытое раздражение только среди людей победнее. Теперь свою позицию высказала и власть.

– Налог на роскошь – это своего рода общественно признанная плата за отказ от инвестиций в производство в пользу сверхпотребления и тщеславия, – заявил в начале февраля Владимир Путин. И предложил обсудить идею ввести такой налог в ходе открытого диалога общества и предпринимателей.

Общество и предприниматели откликнулись.

Осторожно, но не в штыки

Инициатива премьера прозвучала на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, то есть на съезде тех, кому налог в первую очередь и придется платить. Казалось бы, олигархам впору как раз и ополчиться на власть, ан нет. Почин сверху завсегдатаи «Форбс» встретили хоть и осторожно, но не в штыки.

Прямо на съезде РСПП состоялась знаковая беседа между Владимиром Путиным и владельцем Магнитки Виктором Рашниковым, у которого тот же «Форбс» насчитал 13 млрд долларов. Путин предложил миллиардеру оценить свое «роскошное» предложение.

– Вы только озвучили его, надо переварить, посмотреть… – замялся Рашников и выдохнул: – Ну, если подошло это время…
Зал понимающе засмеялся.

– Спасибо, ответ хороший, – засмеялся в ответ и Путин.

Впрочем, президент РСПП Александр Шохин резюмировал беседу весьма серьезно:

– Мне кажется символичным, что Владимир Владимирович выступил с предложением организовать общественную дискуссию по поводу введения в России налога на роскошь в рамках нашего съезда. Сегодня, когда общество готово активно участвовать в жизни страны, а власть готова прислушиваться к общественному мнению, мы хотим пригласить всех желающих к диалогу, к широкому обсуждению концепции законопроекта налога на роскошь. Думаю, площадка РСПП наиболее удобна для выработки некоего общественного договора по данному вопросу. Уверен, предложения, которые мы соберем, будут полезны всем, кто принимает непосредственное участие в разработке нового законопроекта.

Предложений оказалось немало.

«За» и «против»

С 13 февраля под эгидой РСПП стартовала серия всероссийских публичных дискуссий с участием экспертов и чиновников, предпринимателей и общественных активистов сразу в нескольких регионах страны. Дискуссии разгорелись не вялые.
И у сторонников, и у противников налога на роскошь нашлись убедительные аргументы. Если депутат Законодательного собрания Красноярского края Виктор Зубарев поддержал идею нового законопроекта («В России никогда не приветствовалось хвастовство. А те, кто коллекционирует дорогие вещи, могут поделиться своими доходами с теми, кто в них нуждается»), то свердловские предприниматели, например, оценили ее категорически негативно («Налог на роскошь может превратиться в охоту на ведьм»).

– Важно, чтобы новый налог не стал яблоком социального раздора, чтобы он не привел к активному уходу предпринимателей за рубеж и подавлению инвестиционной активности, – отметил первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов.

– Мы проводили опрос, в котором участвовали два миллиона человек, он показал, что 52 процента населения уверены, что введение налога на роскошь – мера правильная, – сообщил на круглом столе в Екатеринбурге Алексей Юртаев, советник Института  социально-экономических и политических исследований. – Власть должна реагировать на общественные настроения. Во многих странах мира эта мера позволяет сделать богатство легитимным.

Большинство участников дискуссий признают: налог на роскошь необходим. И необходим даже не столько для пополнения казны, сколько для сокращения разницы между бедными и богатыми. Но сомневаются, достигнет ли он своей цели.

Налог – не роскошь

– Налог на роскошь, введение которого стало одной из самых качественных идей президентской программы Владимира Путина, имеет ценность в первую очередь символическую, – считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Популизмом этот шаг, пожалуй, не назовешь – скорее стоит констатировать, что для премьер-министра более важным оказалось мнение большинства населения, чем мнение разного рода элит. В итоге сегодня, занимая позицию «за» или «против» нового налога, мы определяемся скорее по вопросу о том, хотим ли мы изменить нынешнее положение дел или нас полностью устраивает тот разрыв между богатыми и бедными, те социальные диспропорции, которые у нас существуют. Речь по большому счету идет не только о налогах. Налог на роскошь оказывается своего рода политическим сигналом для общества: социальная политика будет меняться.

Что в данном случае немаловажно, социальная политика будет меняться не только сверху. Путь централизованных директив мы уже проходили, и известно, к чему все такие репрессивные меры ведут – к уходу прибыли в тень, а яхт – в иностранные бухты. На этот раз власть выбрала гораздо более прагматичный путь – разработать новый механизм налогообложения с помощью всего общества, включая тех, на кого налог и обрушится. Значит, есть надежда, что поставленных перед ним целей налог на роскошь все же достигнет.

Дебет-кредит

Зам. министра экономразвития С. Воскресенский сообщил, что налог на недвижимость площадью более тысячи квадратных метров может быть введен уже с будущего года: «Главное, чтобы под налог не попал средний класс. Тот, у кого недвижимость такой большой площади, под определение среднего класса точно не попадает». При этом глава Минфина А. Силуанов не исключил повышение ставки транспортного налога на элитные спорткары мощностью от 200–250 лошадиных сил.

На созданном при поддержке РСПП сайте www.nalognaroskosh.ru каждый может внести свои предложения относительно того, каким быть новому налогу. Кроме того, там выложены уже имеющиеся материалы общественной дискуссии.

А блоггер Дмитрий Терновский придумал и разместил в Интернете «Калькулятор доходов» – http://kal-kulatordohodov.ru: «С его помощью каждый сможет посчитать, во что ему обойдется налог на роскошь». Он собирается резюмировать результаты для определения рамок налога, чтобы он точно не затронул средний класс.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика