09.09.2010

Проклятие Ивана Грозного

Образ этого великого самодержца – один из самых притягательных для режиссеров, писателей, художников и актеров. Он дает возможность рассуждать не только о далеком прошлом, но и о современных реалиях. Но, говорят, Иван Грозный не прощает, когда творческие деятели представляют его как истеричного садиста. И тогда его тень преследует обидчиков.

Образ этого великого самодержца – один из самых притягательных для режиссеров, писателей, художников и актеров. Он дает возможность рассуждать не только о далеком прошлом, но и о современных реалиях. Но, говорят, Иван Грозный не прощает, когда творческие деятели представляют его как истеричного садиста. И тогда его тень преследует обидчиков. Сторонники приводят в доказательство десятки примеров. Впрочем, не исключено, что это лишь роковые совпадения.

1881 году знаменитый художник Илья Репин услышал новое произведение Римского-Корсакова «Месть». Находясь под впечатлением от услышанной музыки, живописец захотел воплотить столь же сильные эмоции на холсте. Он вспомнил сюжет о царе Иване и его сыне. И в те годы среди историков существовали разные трактовки смерти наследника Ивана Грозного. По одной из них цесаревич умер от долгой болезни. Поняв, что его дни сочтены, наследник престола решил постричься в монахи, но не успел – в дороге ему стало хуже, и он скончался. Об этом сохранилось немало свидетельств. Но была и другая версия, которую усиленно распространяли враги Ивана Грозного. Согласно ей, самодержец в приступе ярости ударил сына железным наконечником посоха по голове, от чего тот и умер. Этот слух изложил в одном из своих исследований публицист и историк Николай Карамзин. Сюжет как нельзя лучше подходил для изображения той самой бури страстей, которую хотел запечатлеть в картине художник.

– Я работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал, – делился Репин с друзьями. – Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…

Это было как наваждение. Близкие понимали: нервы Репина на пределе, пытались его остановить, им виделось нечто бесовское в происходящем.

Картина получилась гениальной по художественной силе. Он писал ее четыре года. В 1885-м, едва полотно выставили для показа, на автора обрушилась волна критики и негодования. Его упрекали в пренебрежении исторической правдой. И в самом деле, с подачи художника многие и до сих пор уверены, что Иван Грозный убил сына. Между тем эта версия была разбита в прах после эксгумации останков Ивана Грозного и царевича в 1963 году. В костях наследника престола нашли высокое содержание мышьяка и ртути. Это обстоятельство дало ученым веские основания для вывода: в течение многих лет его травили враги царской семьи.

Вскоре после завершения работы над картиной у художника отказала правая рука. Поначалу врачи полагали, что причина в нервном возбуждении. Но вскоре конечность начала усыхать. Никакие процедуры и лекарства не помогали. Установить диагноз медикам так и не удалось. Современники заговорили о каре божьей за вольное и пренебрежительное отношение к памяти великого русского царя.

Печальная участь постигла и писателя Гаршина, который послужил моделью Репину для написания царевича Иоанна. Вскоре после начала работы он начал жаловаться близким, что его преследует странная галлюцинация: будто шар земной стал стеклянным, вот-вот разобьется в куски и все погибнет! Гаршин не выдержал этих видений и, сбросившись с лестницы, погиб.

Произошедшее с Репиным и Гаршиным породило легенду в среде творческой интеллигенции, что дух Ивана Грозного не прощает нанесенных ему обид.

Снова о проклятии царя заговорили лишь полвека спустя.

В начале Великой Отечественной войны одновременно нескольким представителям творческой интеллигенции поступил заказ: создать образ Ивана Грозного. Власти нужно было оправдать репрессии. Писателю Алексею Толстому дали партийное задание написать драматическую повесть об Иване Грозном, Илье Сельвинскому – трагедию «Ливонская война», режиссеру Сергею Эйзенштейну – снять фильм, а композитору Сергею Прокофьеву сочинить для него музыку.

В ноябре 1945 года во МХАТе готовились к премьере спектакля по пьесе А. Толстого «Трудные годы». Роль Ивана Грозного играл выдающийся 44-летний Николай Хмелев. Во время генеральной репетиции у него случился сердечный приступ. Уже с мертвого с него сняли грим, бороду, облачения, кольца, парик и головной убор царя.

– Он – очередная жертва Ивана Грозного, – разнеслось по театральной Москве.

Но некоторые коллеги считали, что причина безвременной кончины актера вовсе не связана с мистикой. По их мнению, Хмелев не выдержал внутреннего напряжения, стараясь выполнить партийный долг – оправдать бесчеловечность самодержца, а это означало и оправдать Сталина. Многие его считали убежденным коммунистом, а те, кто знал Хмелева лучше, рассказывали, как он помогал репрессированным семьям. Вероятно, противоречие сильно мучило его: актер страшно пил, стараясь заглушить совесть, что и могло спровоцировать сердечный приступ.

И все же уверовавших в мистическую версию становилось все больше, ведь за восемь месяцев до этого от сердечного приступа скончался автор пьесы Алексей Толстой. А полутора годами раньше умер руководитель МХАТа Немирович-Данченко, взявшийся за постановку пьесы в театре.

Вот что писал в своих мемуарах Сергей Эйзенштейн:

– Я посмеивался (после смерти Хмелева), говоря по телефону, какая роковая опасность работать над Грозным! А я жив!

А на следующий день он отмечал вручение ему Сталинской премии в Доме кино. Его наградили за первую часть «Ивана Грозного». Режиссер отплясывал в паре с актрисой Верой Марецкой.

– Вдруг у меня отнялись руки и ноги. Я подсознательно вспоминал, как годом раньше увозили другую жертву Грозного – Толстого. И случился разрыв сердечной мышцы, кровоизлияние. Непонятным чудом остался жив, – рассказывал Сергей Михайлович.

Но болезнь лишь дала ему отсрочку. Все последующее время режиссер работал над второй частью фильма, устраняя «недостатки», отмеченные Сталиным. От него требовали переснять несколько сцен. Но он всеми силами оттягивал съемки. И однажды признался студентам, когда они его спросили про «Грозного»: «Неужели вы все не понимаете, что я умру на первой же съемке?» 11 февраля 1948 года его все-таки сразил приступ. Сидя за рабочим столом, Эйзенштейн услышал, как по радио объявляют постановление ЦК «о формализме» Сергея Прокофьева. На этот раз откачать великого мастера медики не смогли.

Как уверяют приверженцы мистической версии, Грозный покарал и исполнителя главной роли в фильме – актера Николая Черкасова.
В 1946 году он попал в катастрофу, управляя автомобилем, в котором находились Любовь Орлова и Григорий Александров. Орлова не пострадала вовсе, Александров отделался переломом ключицы. А вот Черкасов получил значительные травмы лица и лишился нескольких зубов. Можно считать, что Грозный лишь слегка пожурил его.

В третий раз волна гнева великого царя нахлынула еще полвека спустя – в 90-е годы.

В 1992-м году завершались съемки сериала «Ермак». Роль Ивана IV играл Евгений Евстигнеев. В этой постановке царь представал опять же кровавым тираном. Евстигнеев, по мнению коллег, привнес в образ дополнительные черты современного прочтения – он относился к нему как к «голому королю». На съемках ему не раз становилось плохо. Однажды он прилег прямо на площадке, сказав, что «сердце не идет». Вскоре он объявил, что собирается отлучиться ненадолго в Лондон, на операцию. Актеру посоветовал отдаться в руки английских врачей один из его знакомых, рассказывая, что на четвертый день после хирургического вмешательства бегал по лестнице и пил коньяк. Евгений Александрович нашел «окно» в расписании между съемками и спектаклями, рассчитывая через пару недель встать в строй обновленным человеком.

В английской клинике было принято в подробностях рассказывать больному о его состоянии, о технологии операции и рисках, с нею связанных. Врач нарисовал сердце Евстигнеева и пояснил: три сосуда из четырех забиты полностью, четвертый – на 90 процентов. «Вы умрете в любом случае – сделаете операцию или нет!» От этих слов впечатлительный актер побледнел и покрылся испариной... Через мгновение врачи констатировали клиническую смерть, вернули к жизни, сделали операцию. И тут же сообщили жене, Ирине Цывиной, сопровождавшей Евстигнеева:

– Операция прошла блестяще, но пациент умирает – нужна пересадка сердца.

– Так делайте! – взмолилась Ирина.

– Нет, это обговаривается заранее, – холодно заявил врач. – Поэтому мы отключили его от всех аппаратов.

Англичане не отступили от инструкции. Почему они не предложили раньше обговорить все условия – так и осталось неизвестным. Кто знает, как сложилась бы судьба актера, не согласись он участвовать в «Ермаке»…

В 1995 году в Малом театре под руководством Юрия Соломина ставили спектакль «Смерть Иоанна Грозного». Роковую роль исполнял Александр Михайлов. Во время репетиций он начал ощущать, как с каждым разом теряет силы. Его одолевали плохие предчувствия. Он умолял Соломина изменить название спектакля, убрав из него слово «смерть», но худрук не прислушался. Отыграв последний спектакль в сезоне, Михайлов уехал на дачу. Однажды вышел во двор из дома, присел на бревно, и вдруг у него горлом пошла кровь. Соседи в городе, кругом ни души, телефона тоже нет. И тут случилось чудо: у ворот притормаживает машина и из нее выходит друг Михайлова – актер Потапов. Как он объяснил, его посетило видение: какая-то женщина сказала, что он немедленно должен ехать к другу. Потапов усадил Михайлова в машину. По пути Александр недобрым словом помянул Соломина. И вдруг кровотечение остановилось. Позже врачи объяснили: случился разрыв аорты, заканчивающийся, как правило, смертью. Но с Михайловым произошло невероятное – кровотечение остановил самопроизвольно оторвавшийся тромб.

Но и этот случай не подвиг Соломина изменить название спектакля. Сделал он это лишь после того, как Михайлов во второй раз оказался на грани гибели – через некоторое время у него случился заворот кишок. Михайлов абсолютно уверен, что ему удалось поладить с духом Грозного еще и потому, что он не пошел по пути издевательства и осуждения личности царя, а попытался его понять.

P. S. Самая последняя постановка, связанная с именем Ивана Грозного – фильм Павла Лунгина «Царь». Петр Мамонов, воплотивший образ самодержца, просил благословения у духовника.

кстати

Через полтора года после выхода в 1992 году фильма «Гроза над Русью» скончался актер Олег Борисов, сыгравший Ивана IV. Немногим раньше умер и постановщик картины – Алексей Салтыков. Кроме них, не дожили до премьеры исполнители других ролей – Сергей Бондарчук и Вацлав Дворжецкий.

Актер ленинградского Театра имени Комиссаржевской Сергей Боярский, отец Михаила Боярского, ушел из жизни 1 марта 1976 года. Последней его ролью был Иван Грозный, он умер, отыграв генеральную репетицию.

В 1991 году закончились съемки кинокартины «Откровения Иоанна Первопечатника» с Иннокентием Смоктуновским в роли Грозного. А в августе 1994-го его не стало.

в то же время

Кахи Кавсадзе, сыгравший в фильме «Царь Иван Грозный» в 1991 году, к счастью, жив и по сей день.

Умершего Николая Хмелева заменил на сцене актер Михаил Болдуман. Сыграв царя, он здравствовал еще долгие годы.

Замечательный незлобный образ Грозного создал Юрий Яковлев в фильме 70-х «Иван Васильевич меняет профессию». Злая участь обошла стороной и его.

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика