12.10.2010

Миллион алых роз Татьяны Лавровой

Она была одним из ярких символов своего времени. И это ценили не только зрители. Среди мужчин, которые ее любили: Олег Даль, Евгений Урбанский, Андрей Вознесенский, Генрих Падва. Она говорила о себе: &laquo;Я недоигранная актриса&raquo;. Ей хотелось сыграть еще десятки ролей. Лаврова выходила на сцену смертельно больная, стараясь обмануть судьбу. Но увы. Три года назад ее не стало&hellip; <br /> <br />

Она была одним из ярких символов своего времени. И это ценили не только зрители. Среди мужчин, которые ее любили: Олег Даль, Евгений Урбанский, Андрей Вознесенский, Генрих Падва. Она говорила о себе: «Я недоигранная актриса». Ей хотелось сыграть еще десятки ролей. Лаврова выходила на сцену смертельно больная, стараясь обмануть судьбу. Но увы. Три года назад ее не стало…

Приступив к работе над знаменитой картиной «Девять дней одного года» Михаил Ромм нашел на главные мужские роли двух великолепных актеров – Алексея Баталова и Иннокентия Смоктуновского. Теперь перед ним стояла куда более сложная проблема: подобрать достойную актрису, ту, которая сыграет Лелю, волею судеб оказавшуюся между героями фильма Гусевым и Куликовым. Ромм выбрал никому не известную начинающую артистку Татьяну Лаврову. С тех пор она блистала на сцене МХАТа, «Современника» и опять МХАТа. Потом были роли в фильмах «Бегство мистера Мак-Кинли», «Время, вперед!», «Кризис среднего возраста», где она играла разных женщин – сильных и слабых, счастливых и не очень. Такой же была и ее личная жизнь. Счастье то приходило, то ускользало, как на качелях.

Евгения Урбанского звали советским Марлоном Брандо. Он женат, на шесть лет старше и казался ей ужасно старым. Это была первая любовь, чистая, яркая.

– Когда Женя Урбанский меня в первый раз поцеловал, я испытала сильнейшее потрясение, такое, что сказала своей бабушке: «Баба, я, наверное, беременна…» – рассказывала Татьяна, смеясь над своей девичьей наивностью. – Он – мой первый мужчина, мой первый муж.

Урбанский – огромный, богатырь, исполнитель главной роли в фильме «Коммунист» – был очень застенчив и неуверен в себе. При такой потрясающей могучей внешности он, казалось, созданный для классических ролей, играл приземленные, социальные. Великие роли обошли его. И это его угнетало. Они жили в общежитии, потом в одной комнате с бабушкой за ширмой. Трудностей не замечали. Но, узнав об измене, Татьяна не смогла простить. Идеализм молодости – позже объясняла она. А вскоре случилась трагедия. Урбанский погиб во время съемок картины «Директор», выполняя трюк на автомобиле.

Второй попыткой обрести счастье стал спортсмен. От него она родила единственного любимого сына. А фамилию мужа даже называть не хотела. Сыну дала свою фамилию.

Потом была безумная любовь. Роман с Олегом Далем оказался болезненным, они вместе будто ходили по лезвию.

– У него была способность переживать что-то, любовь, скажем, как мужчине переживать не дано. Такая тонкость и такая ранимость, каких мужчинам нельзя иметь, от этого судьба и ранний уход, – говорила она о нем.

Лаврова уже знала, что такое известность, хорошо зарабатывала, а он ходил в рваных пальто и ботинках. Привести его домой к сыну она не могла. И правда, какой из него отец? Они мотались по квартирам. Но она так и не смогла одолеть его страшного пьянства.

– И я попивала с ним, чтобы ему меньше осталось. Мне Ефремов сказал: ты смотри, сопьешься. Но Бог не дал. Его мать и отец обожали меня, – рассказывала она.

Они были в такой близости, что могли даже не разговаривать. Даль так и не смог смириться с ее уходом.

– А иначе надо было бросать все и заниматься его пьянством, а это было безнадежно. Он пил с 16 лет, – сокрушалась Лаврова.
Вместе они прожили всего полгода.

Она очень любила Крым. Обожала море и солнце. В одну из поездок в Симферополь ее увидели рядом с поэтом Андреем Вознесенским. И ее глаза снова излучали счастье. Этот роман длился несколько лет. Вознесенский признался, что знаменитое стихотворение «Миллион алых роз», которое потом стало хитом Аллы Пугачевой, он посвятил Татьяне Лавровой.

О ее романе с адвокатом Генрихом Падвой в театре знали лишь самые близкие.

– Таня любила скорость, движение, – вспоминал он на вечере ее памяти в годовщину смерти. – Как она страдала, когда из-за болезни ей стало трудно выходить на сцену.

Им тоже не суждено было остаться вместе. Они уже жили каждый своей жизнью, но он не забывал ее. Актрису мучили страшные боли в позвоночнике. Денег на дорогие лекарства не хватало. Принимать помощь она не хотела – из гордости. Но он находил нужные слова и помогал.

Татьяна жила с сыном. Лишь иногда проговаривалась: их отношения не идиллические. Однажды после празднования дня рождения ей вызвали скорую, приехавший врач обнаружил, что у актрисы заплывший глаз и рассечена бровь. Лаврова не хотела выносить сор из избы. Сказала, якобы закружилась голова, ее шатнуло и она ударилась о косяк. Но в машине скорой помощи ее сын принялся вдруг ругаться, запустил бутылкой с физраствором в медиков, а потом накинулся на врача. Пришлось вызывать милицию.

Последний раз Лаврова вышла на сцену МХАТа почти за год до смерти. Ее качало, кружилась голова, темнело в глазах, немели руки. Врачи говорили, что помочь сможет только операция. Сделали. Но сильнейшие боли в позвоночнике продолжались. Она не жаловалась. До последнего мечтала, что ее пригласят играть в сериале «Московская сага» по роману Василия Аксенова, которого хорошо знала.

Умерла актриса в больнице. Накануне позвонила подруге. Говорила тихо, в голосе слышалась грусть. Сообщила, что ей поставили диагноз сердечная недостаточность. Она ушла тихо ранним утром, во сне.

Наталья Петрова

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика